• пн-пт 8:00–20:00
  • сб 8:00–19:00

Бибикова Ольга Владимировна. Урок русского языка по теме  «Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные»

Дата публикации: 14 августа 2015

Цель урока:  1) Научить самостоятельно решать проблему выбора гласных Ы – И после приставок на согласную.

2) Развивать навык  использования на письме правила о написании букв и-ы в корнях после приставок на согласную, умение употреблять эти слова в словосочетаниях и предложениях, осознавать семантическое значение изученных слов.

3) Систематизировать знания правописания приставок оканчивающихся  на з и с. Совершенствовать  навык анализа структуры слова (выделение, приставки, подбор однокоренных слов).

4) Обогатить  словарный запас учащихся, совершенствовать речевые навыки.

5)  Воспитывать бережное отношение к слову.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

− Над каким разделом мы с вами работаем уже на протяжении нескольких уроков?

− Что изучает орфография? (Правила написания слов).

− Какие орфограммы нам уже известны?

− В каких частях слова может встретиться орфограмма? (В любой.)

Работа с текстом:

СЛАЙД 2

  1. Списать, вставить пропущенные буквы.

Февраль – самая метельная п(а,о)ра зимы. В лесу под х (а,о)лодным огнем яркого, но бе(с,з)сильного сол(?)ца в(е,и)сят на в(е,и)твях кустов и д(и,е)ревьев снежные шапки. К(а,о)сой свет лучистого заката румянит сне(?). От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днем небо поражает голубизной, а к вечеру оно станови(тся,ться)  густо-фиолетовым.

 

− А давайте вспомним правило, которое мы изучили на прошлом уроке.

СЛАЙД 3

  1. Выписать из стихотворения слова на наше правило.

М. Цветаева.

Расстояние: версты, мили

Нас ра…ставили, ра…садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

Расстояние: версты, дали…

Нас ра…клеили, ра…паяли,

В две руки ра…вели, ра…пяв,

И не знали, что это сплав.

Вдохновений и сухожилий…

Не ра…сорили – ра…сорили,

Ра…слоили…

Стена да ров.

Ра…селили нас, как орлов –

Заговорщиков: версты, дали,

Не ра…строили – ра…теряли.

По трущобам зеленых широт.

Ра…совали нас, как сирот.

Который уж – ну, который?-

Март?!

Ра…били нас – как колоду карт!

— А вы знаете, что в русском языке есть такие сильные приставки, которые могут изменить гласную  корня  слова? Давайте попробуем определить, что это за приставки, что это за гласная  и в каких случаях она  изменяется.

  1. Объяснение нового материала

Исследование записи на доске.

СЛАЙД  4

  • Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.  Выделите приставки и корень.

  Небез…нтересный, небез..звестный, дез..нфекция,

 под..тожить, сверх..зысканный, меж..нститутский, без..дейный, спорт..инвентарь, пред…юльский, контр..гра.

— Скажите, пожалуйста, так что же это за буквы, которые могут изменяться?

— Ребята, есть в русском языке такие слова, в которых буква И после приставок на согласный превращается в букву Ы.

СЛАЙД 5

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Правописание И,Ы после приставок на согласный»

СЛАЙД 6

Цели:

Научить самостоятельно решать проблему выбора гласных Ы – И после приставок, опираясь на полученные знания, находить изученную орфограмму в тексте;

 Формировать навык правописания гласных Ы – И после приставок, развивать логическое мышление;

Воспитывать интерес к предмету.

СЛАЙД 7

Записать слова с данными приставками, используя правило.

ОТ-  — играть, искать; С- играть; РАЗ- — играть, искать; ПОД- — итожить; БЕЗ- — известный, интересный, искусный.

Вывод: После приставок, оканчивающихся на согласную, пишется Ы в соответствии с произношением: играть — сыграть, разыграть.

СЛАЙД 8

Обратить внимание на слова!!!

Вывод: а) в словах с приставками меж- и сверх-, например: межирригационный, сверхизысканный; б) в словах с иностранными приставками и частицами   суб-, транс-, пан-, контр-: субинспектор, трансиорданский, панисламизм, контригра.

СЛАЙД  9

— Сформулируйте правило. Сверьте с учебником. С. 47

 

СЛАЙД 10

Проверяем себя.

Разскивать, преддущий, сверхзысканный, подграть, сверхнтересный, безмянный, разграть, сскать, предстория, подтожить, межздательский, дезнфекция, супергра, транснвестор.

 

  1. Физкульминутка

СЛАЙД 11

  1. Работа с учебником

Упражнение 109 (подобрать подходящие по смыслу слова, записать словосочетания, выделить приставки)

(Обыграть) друга в шахматы, (сыграть) партию в шашки, (отыскать) нужную улицу, (предыдущее) упражнение, (безысходное) положение, (безынициативный) человек.

 

СЛАЙД 12

— Особое внимание нужно обратить на слово взимать,  в котором исконно русская приставка вз, оканчивающаяся на твердую согласную, присоединяется к древнерусскому глаголу «имать», т.е. брать. В этом глаголе после приставки на согласную сохраняется буква «и», в соответствии с произношением. Мы произносим гласный «и» – «взимать».  Обратите внимание, что в других однокоренных словах, например «изымать», в соответствии с произношением, мы будем писать вместо «и» – «ы».

       Придумать предложение со словам взимать или взимание.

 

  1. Закрепление
  2. Запись предложений под диктовку

 

А)Без…дейность, равнодушие, бе…духовность надо изживать всеми силами.

Б) На пред…дущем уроке учащиеся показали неплохие знания.

В) Жюри под…тожило результаты состязаний.

Г) После землетрясения люди всего мира оказывали помощь  Армении.

Д) Сверх…нтересный спектакль открыл театральный сезон.

 

  1.  Самостоятельная работа.
  2. СЛАЙД 13

От данных слов образуйте однокоренные при помощи приставок без-, сверх-, пред-, меж-, под-.


История –
Идущий –
Искать –
Известный –
Интересный –
Институтский –
Играть –
Изысканный –
Исходный –
Издательский –

предыстория
предыдущий
подыскать
безызвестный
безынтересный
межинститутский
подыграть
сверхизысканный
безысходный
межиздательский


  1. Творческая работа

СЛАЙД 14

Безысходность, предыюльский, подыскать, подытожить, сверхизобилие, предыстория, сыграть, изыскать, обыскать, сверхизобретательный, суперинтересный, безыскусный

  1. Рефлексия

СЛАЙД 15

  1. Домашнее задание

СЛАЙД 16

Шутку плохую сыграла зима,
Когда все дорожки снежком замела.
Трудно под снегом еду разыскать,
А надо ведь птицам, зверям помогать.
Надо быть щедрым в деле любом,
Быть и хозяином в деле своем.
Поэтому место старайся любое,
Где бы ты ни был, украсить собою.
Тогда человек и природа тебя
Словом хорошим вспомнят всегда.

Л.Строк