ГЕОГРАФИЯ. Красикова А.И. Урок по теме «Животный мир Беларуси» в 10 классе
Дата публикации: 14 августа 2017
Раздел: Природные условия и ресурсы Беларуси (15 часов)
Место урока в изучаемом разделе: 15
Тип учебного занятия: изучение нового материала
Обучающая цель: создать условия учащимся для изучения современного состава животного мира.
Личностно – развивающие задачи:
— способствовать развитию экологической грамотности, формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;
— содействовать воспитанию бережного отношения к окружающей среде.
Планируемый результат: планируется, что к концу учебного занятия учащиеся будут знать историю формирования, современный состав животного мира, ресурсные виды животных, смогут группировать их по месту обитания, определять по карте районы, в которых обитают животные, занесенные в Красную книгу.
Дидактическое обеспечение, средства обучения: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. М.Н.Брилевский, Г.С.Смоляков — Минск: Народная асвета, 2013, мультимедийная презентация «Животный мир Беларуси», атласы, рабочие тетради, карточки, музейные экспозиции животных.
Технологии обучения: информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, технология проблемного обучения
Ход урока
- Организационно-мотивационный этап
1.1.Организационный момент (создание благоприятной обстановки на уроке)
— Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы совершим экскурсию по музею, чтобы лучше изучить природу нашей Беларуси.
1.2.Совместное целеполагание
— Вспомните, о чем шла речь на предыдущем уроке?
— Лес, луг, болото невозможно представить без животных. Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока? О чем бы вы хотели узнать на уроке? Какие цели ставите для себя?( Работа со слайдами).
— Давайте проверим, что вы уже знаете о фауне нашей страны.
1.3.Прием «Мозговой штурм»
— Самое большое хищное животное нашей страны?
— Самое маленькое млекопитающееся Беларуси?
— Какие рыбы, встречающиеся в Беларуси, не имеют чешуи?
— Птенцы не знающие своей матери?
— Самая маленькая птица Беларуси?
— Самая крупная водоплавающая птица страны?
— Какие рыбы в Беларуси похожи на змей?(Работа со слайдами презентации).
II. Операционно-познавательный этап
2.1.Актуализация знаний
— Как вы думаете, с какого времени формируется современная фауна Беларуси? Будут ли в составе животного мира нашей страны эндемики? — В какой природной зоне находится территория Беларуси?
— Представители каких природных зон составляют современную фауну Беларуси?
2.2.Изучение нового материала. Прием «Бортовой журнал»
— Предлагаю заполнить таблицу, состоящую из двух колонок: известная информация и новая; первая колонка заполняется в начале урока, вторая — в конце)
знаю | узнал |
Самое крупное животное Беларуси – зубр
… |
На Полесье встречается болотная черепаха
… |
2.3. Прием «Ассоциация»
— Подумайте и скажите, каким качествам мы, люди, могли бы поучиться у этих зверей:
Бобры — … (трудолюбие, аккуратность);
Зубры -… (сила, уверенность в себе, гордость);
Серый журавль — … (любовь к родному краю, стремление к свободе, воле);
Лебедь -… (грациозность, верность,преданность) Крот — … (трудолюбие, настойчивость, упорство)
2.4. Работа с учебным пособием и тетрадью
— Ребята, а теперь я предлагаю вам поработать с учебным пособием. — Проанализировав рис.57 на с.103, назовите, какие виды позвоночных животных преобладают в Беларуси? Каких видов животных меньше всего? — Выпишите в тетрадь представителей фауны, которые относятся к таежной, тундровой, степной и широколиственной фауне, примеры животных хорошо акклиматизированных на территории страны.
— Как вы понимаете выражение «ресурсные виды животных»? — Приведите примеры ресурсных представителей фауны.
2.5.Прием«Кластеры» — Проанализировав рис.58 на с.104, дополните схему«Фаунистические комплексы» примерами, взятыми из текста учебного пособия и основанными на собственном опыте.
— Как вы считаете, в каком природном ландшафте самая богатая фауна? Почему? 2.6.Работа в группах.
Каждому из нас нравятся одни животные больше, другие меньше. Кому-то нравятся больше животные леса, кому-то — животные болот. Я предлагаю вам объединиться в группы и совершить заочное путешествие в лес, к водоемам и их побережьям, на болота, пройтись по лугам и полям, посетить антропогенные ландшафты (парки, сады) и узнать больше информации об обитателях этих ландшафтов. Обратите внимание на особенности животных, приспособленных к жизни в данных природных условиях; назовите представителей данного фаунистического комплекса; определите отличия в распространении животных по территории республики. (Работа со слайдами). 2.7. Рубрика «Это интересно».
— А сейчас, ребята, я предлагаю вам послушать информацию рубрики «Это интересно». — Колорадский жук был выявлен на территории страны в 1956г..
— Болотная сова может поворачивать голову на 270 градусов.
— Жаворонок насвистывает до 2 тыс. мелодий.
— Ротан – это рыба, амурский бычок; в период нереста особи мужского пола меняют цвет на черный.
— В Берестовице создан музей белки.
— Угорь способен переползать по суше на небольшие расстояния.
— Дятел сидит на своем хвосте как на стуле.
Релаксационная пауза
— Сколько радости нам доставляет пение птиц! Услышишь их щебетание — и на душе становится теплее, на лице появляется улыбка. Давайте вместе послушаем пение птиц ! (Музейная звукозапись пения птиц).
2.8.Проблемная ситуация:
— С развитием науки, технико-экономического прогресса происходит глубокие отрицательные изменения в окружающей среде. За последние 100-150 лет из состава фауны нашей страны исчезло немало видов животных. На территории Беларуси в дикой природе больше не встречаются такие птицы, как большой баклан, стрепет, розовый пеликан, черный турпан; рыбы –белуга, лосось, речная минога, сиг; животные – росомаха, соболь, лань, лесной кот и др. Восстановить исчезнувшие виды уже невозможно, но есть еще надежда спасти тех птиц, земноводных, пресмыкающихся, над которыми нависла смертельная угроза. Охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа.
— Ребята, подумайте и скажите, какие меры по охране животного мира предпринимаются в нашей стране?
— Можно ли только запретами добиться реального улучшения охраны редких видов животных?
— Назовите представителей фауны, занесенных в Красную книгу Беларуси. — Предложите еще варианты сохранения природного разнообразия животных 2.9. Прием «Кластер»
— Я предлагаю вам составить кластер «Охрана фауны»(Работа с экспозициями музея «Охраняемые животные Беларуси).
2.10. Работа с картами атласа.
— Откройте атласы на с.22 и определите по карте районы, где обитают животные, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь.
III. Коррекционно-рефлексивный этап
— После сегодняшнего урока вы, ребята, узнали еще больше о природе Беларуси . Предлагаю еще раз закрепить знания, полученные на уроке.
3.1. Прием «Найди лишнее»
— В этом задании необходимо найти лишнее слово и дать объяснение выбору. — Заяц, волк, лось, кабан, норка
— Аист, жаворонок, белая куропатка, дятел, синица
— Сом, карась, угорь, налим, форель ручьевая
— Выберите из списка названия животных, которые занесены в Красную книгу Республики Беларусь.
Черный аист, бурый медведь, дикий кабан, зубр, косуля, форель, рысь, норка европейская, болотная черепаха, заяц, хариус обыкновенный, воробей, орлан — белохвост, медянка
3.2. Игра-тест «Кто это?»
— Самое крупное млекопитающееся страны, обитатель национального парка «Беловежская пуща»?
— Самая крупная речная рыба?
— Про какую птицу говорят: «Он серенький на вид, но пеньем знаменит»?
— Это животное за сутки съедает в 2 раза больше еды, чем сама весит.
— Как называется безногая ящерица?
— Самое маленькое млекопитающееся страны?
— Самая маленькая птица белорусского леса?
— Самое хитрое животное?
3.3. Прием «Узнай по описанию»
— По описанию узнайте растение или животное, и укажите, к какому природному сообществу относится.
№1.Безотказно истребляет различных вредных насекомых. Только она ест волосисто-мохнатых гусениц. Бронзовые майские жуки — любимое ее лакомство. Ученые отмечают, что деревьям от нее только польза. Очень уважают ее лесоводы, но страшно не любят ее птицы, да и люди тоже не любят: считают, что плохая мать своим детям. (Кукушка – лес) №2. Живёт в болотах, озёрах, реках, прудах. Хорошо плавает и ныряет. Питается насекомыми, их личинками, мелкими лягушками, рыбками, пиявками, жучками. Тело её защищено панцирем, шея, хвост и лапы покрыты чешуёй, при опасности может втягиваться под панцирь. Активна днём и в сумерках. Встречается на юге страны. Занесена в Красную книгу Беларуси (Болотная черепаха — болото).
№3. Серовато-бурое с тёмными пестринками оперение делает его малозаметным в траве. Гнездо устраивает в ямке на земле, выстилая его сухими травами. Кормится он семенами сорняков, подбирает выпавшие из колосьев зёрна. Уничтожает насекомых — вредителей растений. Насвистывает до 2 тыс. мелодий. Пение этой птицы, говорят, пробуждает весну. (Жаворонок — поле).
3.4. Прием «Продолжи предложение»
Трудолюбивый, как Хитрый, как Идти напролом, как Копаться в земле, как Трещать, как Бормотать, как Реветь, как
Долбить, как Большеглазый, как Тихий, как
(муравей, лиса, лось, крот, сорока, глухарь, медведь, дятел, филин, мышь)
3.5. Заполнение «Бортового журнала»
— Давайте, ребята, вернемся к заполнению второй колонки в таблице «Бортового журнала» 3.6.Рефлексия. Метод «Заверши фразу» — На уроке я узнал… — Самым интересным для меня было… — Самым важным для меня на уроке было… — Самое сложное….
— Цель, которую я ставил перед собой, …
— 29 декабря в экологическом календаре отмечается как День биологического разнообразия. Этот день призван напомнить нам о том, что каждое животное достойно внимания человека. Наша задача – беречь природу!
Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики…
Берегите Доброту и Жалость,
Чтоб они за слабого сражались.
Берегите будущего ради!
3.7. Выставление и комментарий отметок
3.8 Домашнее задание: § 21, вопросы на с.129, составить кроссворд «Животный мир Могилевского района».