• пн-пт 8:00–20:00
  • сб 8:00–19:00

ГЕОГРАФИЯ. Красикова А.И. Урок по теме «Животный мир Беларуси» в 10 классе

Дата публикации: 14 августа 2017

Методическая разработка урока  учебного занятия по географии по теме

 

Раздел: Природные условия и ресурсы Беларуси  (15 часов)

Место урока в изучаемом разделе:  15

Тип учебного занятия: изучение нового материала

Обучающая  цель: создать условия учащимся для изучения современного состава животного мира.

Личностно – развивающие задачи:

— способствовать развитию экологической грамотности, формированию умения устанавливать причинно-следственные связи;

—  содействовать воспитанию бережного отношения к окружающей среде.

Планируемый результат: планируется, что к концу учебного занятия  учащиеся будут знать историю формирования, современный состав животного мира, ресурсные виды животных, смогут группировать их по месту обитания, определять по карте районы, в которых обитают животные, занесенные в Красную книгу.

Дидактическое обеспечение, средства обучения: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. М.Н.Брилевский, Г.С.Смоляков — МинскНародная асвета, 2013, мультимедийная презентация «Животный мир Беларуси», атласы, рабочие тетради, карточки, музейные экспозиции животных.

Технологии обучения:  информационно – коммуникационная технология,  технология развития критического мышления, технология проблемного обучения

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап

 1.1.Организационный момент (создание благоприятной обстановки на уроке)

— Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы совершим экскурсию по музею, чтобы лучше изучить природу нашей Беларуси.

1.2.Совместное целеполагание

— Вспомните, о чем шла речь на предыдущем уроке?

— Лес, луг, болото невозможно представить без животных. Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока? О чем бы вы хотели узнать на уроке? Какие цели ставите для себя?( Работа со слайдами).

— Давайте проверим, что вы уже  знаете о фауне нашей страны.

1.3.Прием «Мозговой штурм»

— Самое большое хищное животное нашей страны?

— Самое маленькое млекопитающееся Беларуси?

— Какие  рыбы, встречающиеся в Беларуси, не имеют чешуи?

— Птенцы  не знающие своей матери?

— Самая маленькая птица Беларуси?

— Самая крупная водоплавающая птица страны?

— Какие  рыбы  в Беларуси похожи на змей?(Работа со слайдами презентации).

II. Операционно-познавательный этап                           

2.1.Актуализация знаний                                                                                 

— Как вы думаете, с какого времени формируется современная фауна    Беларуси? Будут ли в составе животного мира нашей страны эндемики?                                                                                                                                  — В какой природной зоне находится территория Беларуси?

— Представители каких природных зон  составляют современную фауну Беларуси?

2.2.Изучение нового материала. Прием «Бортовой журнал»

 — Предлагаю заполнить таблицу, состоящую из двух колонок: известная информация и новая; первая колонка заполняется в начале урока, вторая  — в конце)

               знаю                   узнал
Самое крупное животное Беларуси – зубр

На Полесье встречается болотная черепаха

                  …

2.3. Прием «Ассоциация»

 — Подумайте и скажите, каким качествам мы, люди, могли бы поучиться у этих зверей:

Бобры — … (трудолюбие, аккуратность);

Зубры -…  (сила, уверенность в себе, гордость);

Серый журавль — … (любовь к родному краю, стремление к  свободе, воле);

Лебедь -… (грациозность, верность,преданность)                                                 Крот — … (трудолюбие, настойчивость, упорство)

2.4. Работа с учебным пособием и тетрадью

— Ребята, а теперь я предлагаю вам поработать с учебным пособием.                — Проанализировав  рис.57 на  с.103, назовите, какие виды позвоночных животных преобладают   в  Беларуси?  Каких видов животных меньше всего?                                                                                                                             — Выпишите в тетрадь представителей фауны, которые относятся к таежной, тундровой, степной и широколиственной фауне, примеры животных хорошо акклиматизированных на территории страны.

— Как вы понимаете выражение «ресурсные виды животных»?                                                Приведите примеры ресурсных представителей фауны.

2.5.Прием«Кластеры»                                                                                                           — Проанализировав рис.58 на  с.104, дополните схему«Фаунистические комплексы» примерами, взятыми из текста учебного пособия и основанными на собственном опыте.

— Как вы считаете, в  каком природном ландшафте самая богатая фауна? Почему?                                                                                                                                                                                                                                    2.6.Работа в группах.

Каждому из нас нравятся одни животные больше, другие меньше. Кому-то нравятся больше животные леса, кому-то —  животные болот. Я предлагаю вам объединиться в группы и совершить заочное путешествие в лес, к водоемам и их побережьям, на болота, пройтись по лугам и полям, посетить антропогенные ландшафты (парки, сады) и узнать больше информации об обитателях этих ландшафтов. Обратите внимание на    особенности животных, приспособленных к жизни в данных природных условиях; назовите представителей данного фаунистического комплекса; определите  отличия в распространении животных по территории республики. (Работа со слайдами).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      2.7. Рубрика «Это интересно».

— А сейчас, ребята, я предлагаю вам послушать информацию рубрики «Это интересно».                                                                                                                                                                                        — Колорадский жук был выявлен на территории страны в 1956г..

— Болотная сова может поворачивать голову на 270 градусов.

— Жаворонок насвистывает до 2 тыс. мелодий. 

— Ротан – это рыба, амурский бычок; в период  нереста особи мужского      пола меняют цвет на черный.

— В Берестовице создан музей белки.

— Угорь способен переползать по суше на небольшие расстояния.

 Дятел сидит на своем хвосте как на стуле.

Релаксационная пауза                                                                                       

— Сколько радости нам доставляет пение птиц! Услышишь их щебетание — и на душе становится теплее, на лице появляется улыбка. Давайте вместе  послушаем пение  птиц ! (Музейная звукозапись пения птиц).

2.8.Проблемная ситуация:                                                                           

— С развитием науки, технико-экономического прогресса происходит глубокие отрицательные изменения в окружающей среде. За последние 100-150 лет из состава фауны нашей страны исчезло немало видов животных. На территории Беларуси в дикой природе больше не встречаются такие птицы, как большой баклан, стрепет, розовый пеликан, черный турпан; рыбы –белуга, лосось, речная минога, сиг; животные – росомаха, соболь, лань, лесной кот и др. Восстановить исчезнувшие виды уже невозможно, но есть еще надежда спасти тех птиц, земноводных, пресмыкающихся, над которыми нависла смертельная угроза. Охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа.

— Ребята, подумайте и скажите, какие меры по охране животного мира предпринимаются в нашей стране?

— Можно ли только запретами добиться реального улучшения охраны редких видов животных?

— Назовите представителей фауны, занесенных в Красную книгу Беларуси.      — Предложите еще варианты сохранения природного разнообразия животных                                                                                               2.9. Прием «Кластер»

— Я предлагаю вам составить кластер «Охрана фауны»(Работа с экспозициями музея «Охраняемые животные Беларуси).

2.10. Работа с картами атласа.

 Откройте атласы на с.22 и определите по карте районы, где обитают животные, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь.

III. Коррекционно-рефлексивный этап                                                 

— После сегодняшнего урока вы, ребята, узнали еще больше о  природе Беларуси . Предлагаю еще раз закрепить знания, полученные на уроке.   

3.1. Прием «Найди лишнее»

— В этом задании необходимо найти лишнее слово и дать объяснение  выбору.                                                                                                                                  — Заяц, волк, лось, кабан, норка

— Аист, жаворонок, белая куропатка, дятел, синица

— Сом, карась, угорь, налим, форель ручьевая

— Выберите из списка названия животных, которые занесены в Красную книгу Республики Беларусь.

Черный аистбурый медведь, дикий кабан, зубр, косуля, форельрысь, норка европейская, болотная черепаха, заяц, хариус обыкновенный, воробей, орлан — белохвост, медянка                                                                  

3.2. Игра-тест «Кто это?»

— Самое крупное млекопитающееся страны, обитатель национального парка «Беловежская пуща»?

— Самая крупная речная рыба?

—  Про какую птицу говорят: «Он серенький на вид, но пеньем знаменит»?

— Это животное за сутки съедает в 2 раза больше еды, чем сама весит.

—  Как называется  безногая ящерица?

— Самое маленькое млекопитающееся страны?

— Самая маленькая птица белорусского леса?

—  Самое хитрое животное?

3.3. Прием «Узнай по описанию»                                                                        

— По описанию узнайте растение или животное, и укажите, к какому природному сообществу относится.

№1.Безотказно истребляет различных вредных насекомых. Только она ест волосисто-мохнатых гусениц. Бронзовые майские жуки — любимое ее лакомство. Ученые отмечают, что деревьям от нее только польза. Очень уважают ее лесоводы, но страшно не любят ее птицы, да и люди тоже не любят: считают, что плохая мать своим детям. (Кукушка – лес)                                        №2. Живёт в болотах, озёрах, реках, прудах. Хорошо плавает и ныряет. Питается насекомыми, их личинками, мелкими лягушками, рыбками, пиявками, жучками. Тело её защищено панцирем, шея, хвост и лапы покрыты чешуёй, при опасности может втягиваться под панцирь. Активна днём и в сумерках. Встречается на юге страны. Занесена в Красную книгу Беларуси (Болотная черепаха — болото).

№3. Серовато-бурое с тёмными пестринками оперение делает его малозаметным в траве. Гнездо устраивает в ямке на земле, выстилая его сухими травами. Кормится он семенами сорняков, подбирает выпавшие из колосьев зёрна. Уничтожает насекомых — вредителей растений. Насвистывает до 2 тыс. мелодий. Пение этой птицы, говорят, пробуждает весну. (Жаворонок — поле).

                                                                                                    

3.4. Прием «Продолжи предложение»

Трудолюбивый, как                                                                                               Хитрый, как                                                                                                             Идти напролом, как                                                                                                 Копаться в земле, как                                                                                   Трещать, как                                                                                                    Бормотать, как                                                                                                        Реветь, как

Долбить, как                                                                                               Большеглазый, как                                                                                                        Тихий, как

(муравей, лиса, лось, крот, сорока, глухарь, медведь, дятел, филин, мышь)

3.5. Заполнение «Бортового журнала»

—  Давайте, ребята, вернемся к заполнению второй колонки в таблице «Бортового журнала»                                                                                                                                      3.6.Рефлексия. Метод «Заверши фразу»                                                                                               — На уроке я узнал…                                                                                                                                      — Самым интересным для меня было…                                                                           — Самым важным для меня на уроке было…                                                                                                  — Самое сложное….

— Цель, которую я ставил перед собой, …

— 29 декабря в экологическом календаре отмечается как День биологического разнообразия. Этот день призван напомнить нам о том, что каждое животное достойно внимания человека. Наша задача – беречь природу!

Берегите землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики…

Берегите Доброту и Жалость,

Чтоб они за слабого сражались.

Берегите будущего ради!

 

3.7. Выставление  и комментарий отметок

3.8 Домашнее задание: § 21, вопросы на с.129составить кроссворд «Животный мир Могилевского района».