Исакова Е.К. Урок по теме «Пелопоннесская война»
Дата публикации: 14 августа 2017
Урок всемирной истории, 5 класс
Цель: знакомство учащихся с ходом и особенностями Пелопоннесской войны.
Задачи:
- развивающие: закрепить и развить навыки работы с исторической картой; создать общее представление о причинах Пелопоннесской войны:
- обучающие: ознакомить с ходом Пелопоннесской войны; дать чёткое представление о её последствиях для Древней Греции;
- воспитательные: воспитание патриотических чувств; отношение к войне, военным действиям.
Обеспечение урока: карта «Древняя Греция», плакат «Дерево знаний», карточки с датами, карточки -тестовые задания, иллюстрации к военной теме, буквы алфавита, схема «Пелопоннесская война».
Географические названия: Афины, Спарта, Лаконика, Аттика, Пелопоннесский полуостров, город Митилены, остров Сицилия, остров Лесбос, река Эгоспотама.
Новое понятие: олигархия.
Ход урока
1. Организация начала урока. Учитель.
И снова урок истории —
В минуты сжатые века:
О, сколько слёз людских и горя
Впитала книжная строка!
Сменилось/много поколений
Вели открытия вперёд.
IПусть указало точно время-
В страну «История» зовёт.
— Сегодня мы встретились, чтобы окунуться в мир загадок Древнего мира. Попытаемся и в дальнейшем разгадывать его тайны. Ведь, узнавая новое, мы становимся умнее и мудрее, и в этом нам помогает «Древо знаний» (мудрости). У него снова припасены для вас вопросы и задачи, на которые необходимо найти ответ. Прежде чем приступить к выполнению задания, ответьте на вопрос: «Историю, какой европейской страны, существующей и сегодня, мы начали изучать?». (Ответ: Греция.)
2. проверка домашнего задания с использованием » Древа знаний» и
решением исторических задач.
I — •
- Где находиться Греция?
- Как древние греки называли свою страну?
- Назовите и покажите на карте, из каких частей состояла Греция.
- Назовите часть света, очертания которой напоминают причудливое животное, похожее на динозавра. Голова его опущена в Атлантический океан, а ножка и брюшко утопают в Средиземном море.
- Кто такой Солон?
- Что такое фреска?
- На какие категории делилось население Спарты?
- Как назывались у древних греков священные места? Назовите самое знаменитое из них.
- Как называют религию, основанною на поклонении многим богам и идолам? Какая религия была у древних греков?
10. Кто такой Генрих Шлиман?
Ученик. Греция — одно из древнейших государств на Земле, колыбель античной цивилизации. Современная Греция бережно хранит традиции и культуру прошлых поколений и даёт возможность каждому человеку прикоснуться к своей истории. Она привлекает миллионы туристов прекрасным климатом, древними памятниками и замечательными людьми. Афины, Крит, Спарта, Олимп. Всё это — Греция. Страна, в которой солнце светит 300 дней в году, где около 3000 островов и островков, рассыпанных на лазурной глади Эгейского и Ионического морей. А доброжелательность и гостеприимство греков не оставят равнодушными никого. Но так было не всегда. Были и времена, когда люди страдали, голодали и умирали. Это времена во!йн.
На «ленте времени» прикреплены карточки с датами. Вспомните, что происходило в этот период в Древней Греции.
До н.э. И.Х. н.э.1210г. 500г. 490г.
480г. 449г.
Даты 1210 год до н.э. -Троянская война. 500 год до н.э. — начало Греко-персидских войн. 490 год до н.э. — Марафонское сражение. 480 год до н.э. — Битва при Фермопилах. Саламине. 449 год до н.э. — окончание Греко-персидских войн (подписание мира)
Учащиеся решают задачи.
III. Изучение нового материала.
Учитель рассказывает о причинах и военных действиях Пелопоннесской войны.
— После победы над персами ведущими полисами Греции стали Афины и
Спарта.
Слайд 4. Слайд 5.
В Спарте высшая власть принадлежала пяти верховным правителям-олигархам. Спарта в отличие от Афин не вмешивалась во внутренние дела своих союзников. Постепенно все полисы Греции разделились на сторонников Спарты и Афин. Между двумя государствами и их союзниками началась борьба за господство в Греции.
Слайд 6.
— В 431 г. До н.э. Спарта и пелопонесцы осадили Афины, сожгли посевы и
оливковые рощи. Население спряталось за стенами. От скученности и грязи
люди начали болеть чумой и тифом. Умер каждый четвёртый воин. Афинский
флот, в свою очередь, опустошал прибрежные поселения Пелопоннеса. Вскоре
Афины запросили мира, но Спарта продолжала войну, которая длилась до 404г.
До н.э.
В это время многие города начали выходить из Афинского союза. Для его сохранения Афины прибегли к жестоким мерам. Так, например, были казнены 1000 мужчин восставшего города Митилены на острове Лесбос. Ненависть
союзников к Афинам возрастала, что ещё больше ослабляло их.
i
— Афины направили громадный флот на завоевание острова Сицилия, населённого греками. Сицилийцы разгромили афинян и многих пленили. Пленных содержали в каменоломнях. От рабства освобождали лишь тех, кто читал стихи Еврипида. Между тем в Афинах появились предатели. Одни из военачальников сбежал в Спарту. По его совету спартанцы захватили местечко Декелею в Аттике и преобразовали его в укреплённый лагерь. Двадцать тысяч афинских рабов перебежали к врагам.
В 405г. До н.э. спартанцы разгромили афинский флот при «Козьих речках».
В 404г. До н.э. афинские олигархи — противники демократии — совершили государственный переворот. Они лишили гражданских прав большую часть
афинян и пригласили в Афины отряд спартанских воинов.
Таким образом, они предали Отечество. Были казнены 1500 человек, преимущественно богатых граждан и метеков. Имущество убитых олигархи присваивали себе и использовали для содержания спартанских солдат. Демократия в Афинах сменилась олигархией.
Итог: разгром и упадок Афин.
Таким образом, военные действия длились 27 лет. В результате афинские! союзники получили независимость от Афин, но стали данниками Спарты. Спарта сохранила свободу Афинам, которые перестали претендовать на лидерство в Элладе.
В тетрадь записывается схема. Слайд 7.
IV. Физкуль минутка.
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать.
Шесть- на корточки присесть.
И за пару тихо сесть.
V. Самостоятельная работа с учеником.
— Назовите итоги войны. (Ответы).
— Прочитаем высказывания римского поэта Вергилия Публия о войне и ответим на вопрос «Что их объединяет?»
Высказывания; « Нет блага в войне, все мы просим у тебя мира», «Нет никого спасения в войне», «от войны нельзя ждать никаких благ».
Слайд 8
VI. Закрепление нового материала с использованием теста в двух {вариантах
Текстовые задания на закрепление | Текстовые задания на закрепление
темы «Пелопоннесская война» 2-ой вариант 1.Как называлась область, где обосновались спарты: а)Аттика; б)Лаконика; в)Междур!ечье? 2.Правление знати в афинах: а)деспотия; б)аристократия; в)демократия. 3.Главные соперники на Ба/ жанском полуострове в середине 1 тыс.до н.э.: а)Микены и Троя; б)Афины и Спатра; в)Ниневы и Вавилон. 4.Какие государства использовали ослабление Греции: а)Индия и Китай; б)Персия и Македония; в)Египет и Палестина? 5.К чему приводило.разорение граждан: а)к освободительным войнам; б)захватническим войнам; в)гражданским войнам? б.Пелопоннесская война закончилась: а)в 449г.до н.э.;б)в 431г.до i н.э.; в)в 404г.до н.э. 7. Пелопоннесская война за кончилась поражением: а)Делосского морского союза; б)Пелопонесского союза; в)армии персидского царя Дария 1. 8. Поставьте события в хронологической последовательности: а) Троянская война; б)битва при Саламине; в) Марафонское сраже :ние; г)окончание Грекр-персидс ких войн; д)начало Пелопоннесской в ойны; е)разгром спартанцами афр иканского флота при «Козьих речках» |
темы «Пелопоннесская война» | |
1-ы вариант | |
1.Как называлась область, где | |
обосновались афиняне: | |
а)Аттика; б)Лаконика; в)Междуречье? | |
2. После победы над персами | |
ведущими полисами Греции стали | |
Афина и Спарта. | |
а)верно; б)неверно. | |
З.Как назывались укрепления, которые | |
защищали дорогу из Афин в порт | |
Пирей. | |
а)Великая Китайская стена; б)Длинные | |
стены; в)Колосс Родосский? | |
4.В каких войнах олигархическая Спарта | |
победила демократические Афины: | |
а)в Пелопоннеской войне; б)Греко- | |
персидской; в)троянской? | |
5.Государственный строй, при котором | |
власть находится в руках народа: | |
а)демократия; б)аристократия; | |
в)монархия. | |
б.Пелопоннесская война началась: | |
а)в 449г.до н.э.;б)в 431г.до н.э.; в)в | |
404г.до н.э. | |
7.Пелопоннесская война закончилась | |
победой: | |
а)Делосского морского | |
союза;б)Пелопоннесского союза; | |
в)армии персидского царя Дария 1. | |
8.Поставьте события в хронологической | |
последовательности: | |
а)Марафонское сражение; б)битва при | |
Фермопилах; в)Троянская война; | |
г)начало Греко-персидских войн; | |
д)окончание Пелопоннесской войны; | |
е)разгром спартанцами африканского | |
флота при «Козьих речках» |