• пн-пт 8:00–20:00
  • сб 8:00–19:00

Исакова Е.К. Урок по теме «Пелопоннесская война»

Дата публикации: 14 августа 2017

Урок всемирной истории, 5 класс

Цель: знакомство учащихся с ходом и особенностями Пелопоннесской войны.

Задачи:

  • развивающие: закрепить и развить навыки работы с исторической картой; создать общее представление о причинах Пелопоннесской войны:
  • обучающие: ознакомить с ходом Пелопоннесской войны; дать чёткое представление о её последствиях для Древней Греции;
  • воспитательные: воспитание патриотических чувств; отношение к войне, военным действиям.

Обеспечение урока: карта «Древняя Греция», плакат «Дерево знаний», карточки с датами, карточки -тестовые задания, иллюстрации к военной теме, буквы алфавита, схема «Пелопоннесская война».

Географические названия: Афины, Спарта, Лаконика, Аттика, Пелопоннесский полуостров, город Митилены, остров Сицилия, остров Лесбос, река Эгоспотама.

Новое понятие: олигархия.

Ход урока

1. Организация начала урока. Учитель.

И снова урок истории —

В минуты сжатые века:

О, сколько слёз людских и горя

Впитала книжная строка!

Сменилось/много поколений

Вели открытия вперёд.

IПусть указало точно время-

В страну «История» зовёт.

— Сегодня мы встретились, чтобы окунуться в мир загадок Древнего мира. Попытаемся и в дальнейшем разгадывать его тайны. Ведь, узнавая новое, мы становимся умнее и мудрее, и в этом нам помогает «Древо знаний» (мудрости). У него снова припасены для вас вопросы и задачи, на которые необходимо найти ответ. Прежде чем приступить к выполнению задания, ответьте на вопрос: «Историю, какой европейской страны, существующей и сегодня, мы начали изучать?». (Ответ: Греция.)

2. проверка домашнего задания с использованием » Древа знаний» и

решением исторических задач.

I     —  •

  1. Где находиться Греция?
  2. Как древние греки называли свою страну?
  3. Назовите и покажите на карте, из каких частей состояла Греция.
  4. Назовите часть света, очертания которой напоминают причудливое животное, похожее на динозавра. Голова его опущена в Атлантический океан, а ножка и брюшко утопают в Средиземном море.
  5. Кто такой Солон?
  6. Что такое фреска?
  7. На какие категории делилось население Спарты?
  8. Как назывались у древних греков священные места? Назовите самое знаменитое из них.
  9. Как называют религию, основанною на поклонении многим богам и идолам? Какая религия была у древних греков?

10.  Кто такой Генрих Шлиман?

Ученик. Греция — одно из древнейших государств на Земле, колыбель античной цивилизации. Современная Греция бережно хранит традиции и культуру прошлых поколений и даёт возможность каждому человеку прикоснуться к своей истории. Она привлекает миллионы туристов прекрасным климатом, древними памятниками и замечательными людьми. Афины, Крит, Спарта, Олимп. Всё это — Греция. Страна, в которой солнце светит 300 дней в году, где около 3000 островов и островков, рассыпанных на лазурной глади Эгейского и Ионического морей. А доброжелательность и гостеприимство греков не оставят равнодушными никого. Но так было не всегда. Были и времена, когда люди страдали, голодали и умирали. Это времена во!йн.

На «ленте времени» прикреплены карточки с датами. Вспомните, что происходило в этот период в Древней Греции.

До н.э.                                                                                                                         И.Х. н.э.1210г.                                                                                                                     500г. 490г.

480г.    449г.

Даты 1210 год до н.э. -Троянская война. 500 год до н.э. — начало Греко-персидских войн. 490 год до н.э. — Марафонское сражение. 480 год до н.э. — Битва при Фермопилах. Саламине. 449 год до н.э. — окончание Греко-персидских войн (подписание мира)

Учащиеся решают задачи.

III. Изучение нового материала.

Учитель рассказывает о причинах и военных действиях Пелопоннесской войны.

— После победы над персами ведущими полисами Греции стали Афины и
Спарта.

Слайд 4. Слайд 5.

В Спарте высшая власть принадлежала пяти верховным правителям-олигархам. Спарта в отличие от Афин не вмешивалась во внутренние дела своих союзников. Постепенно все полисы Греции разделились на сторонников Спарты и Афин. Между двумя государствами и их союзниками началась борьба за господство в Греции.

Слайд 6.

— В 431 г. До н.э. Спарта и пелопонесцы осадили Афины, сожгли посевы и
оливковые рощи. Население спряталось за стенами. От скученности и грязи
люди начали болеть чумой и тифом. Умер каждый четвёртый воин. Афинский
флот, в свою очередь, опустошал прибрежные поселения Пелопоннеса. Вскоре
Афины запросили мира, но Спарта продолжала войну, которая длилась до 404г.
До н.э.

В это время многие города начали выходить из Афинского союза. Для его сохранения Афины прибегли к жестоким мерам. Так, например, были казнены 1000 мужчин восставшего города Митилены на острове Лесбос. Ненависть

союзников к Афинам возрастала, что ещё больше ослабляло их.

i

— Афины направили громадный флот на завоевание острова Сицилия, населённого греками. Сицилийцы разгромили афинян и многих пленили. Пленных содержали в каменоломнях. От рабства освобождали лишь тех, кто читал стихи Еврипида. Между тем в Афинах появились предатели. Одни из военачальников сбежал в Спарту. По его совету спартанцы захватили местечко Декелею в Аттике и преобразовали его в укреплённый лагерь. Двадцать тысяч афинских рабов перебежали к врагам.

В 405г. До н.э. спартанцы разгромили афинский флот при «Козьих речках».

В 404г. До н.э. афинские олигархи — противники демократии — совершили государственный переворот. Они лишили гражданских прав большую часть

афинян и пригласили в Афины отряд спартанских воинов.

Таким образом, они предали Отечество. Были казнены 1500 человек, преимущественно богатых граждан и метеков. Имущество убитых олигархи присваивали себе и использовали для содержания спартанских солдат. Демократия в Афинах сменилась олигархией.

Итог: разгром и упадок Афин.

Таким образом, военные действия длились 27 лет. В результате афинские! союзники получили независимость от Афин, но стали данниками Спарты. Спарта сохранила свободу Афинам, которые перестали претендовать на лидерство в Элладе.

В тетрадь записывается схема. Слайд 7.

IV.  Физкуль минутка.

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре — руки шире. Пять — руками помахать.

Шесть- на корточки присесть.

И за пару тихо сесть.

V.   Самостоятельная работа с учеником.

—   Назовите итоги войны. (Ответы).

—   Прочитаем высказывания римского поэта Вергилия Публия о войне и ответим на вопрос «Что их объединяет?»

Высказывания; « Нет блага в войне, все мы просим у тебя мира», «Нет никого спасения в войне», «от войны нельзя ждать никаких благ».

Слайд 8

VIЗакрепление нового материала с использованием теста в двух {вариантах

Текстовые задания на закрепление Текстовые задания на закрепление

темы «Пелопоннесская война»

2-ой вариант

1.Как называлась область, где

обосновались спарты:

а)Аттика; б)Лаконика; в)Междур!ечье?

2.Правление знати в афинах:

а)деспотия; б)аристократия;

в)демократия.

3.Главные соперники на Ба/

жанском

полуострове в середине 1 тыс.до н.э.:

а)Микены и Троя; б)Афины

и Спатра;

в)Ниневы и Вавилон.

4.Какие государства использовали

ослабление Греции:

а)Индия и Китай; б)Персия и

Македония; в)Египет и Палестина?

5.К чему приводило.разорение граждан:

а)к освободительным войнам;

б)захватническим войнам;

в)гражданским войнам?

б.Пелопоннесская война закончилась:

а)в 449г.до н.э.;б)в 431г.до i

н.э.; в)в

404г.до н.э.

7. Пелопоннесская война за

кончилась

поражением:

а)Делосского морского союза;

б)Пелопонесского союза; в)армии

персидского царя Дария 1.

8. Поставьте события в хронологической

последовательности:

а) Троянская война; б)битва при

Саламине; в) Марафонское сраже

:ние;

г)окончание Грекр-персидс

ких войн;

д)начало Пелопоннесской в

ойны;

е)разгром спартанцами афр

иканского

флота при «Козьих речках»

темы «Пелопоннесская война»
1-ы вариант
1.Как называлась область, где
обосновались афиняне:
а)Аттика; б)Лаконика; в)Междуречье?
2. После победы над персами
ведущими полисами Греции стали
Афина и Спарта.
а)верно; б)неверно.
З.Как назывались укрепления, которые
защищали дорогу из Афин в порт
Пирей.
а)Великая Китайская стена; б)Длинные
стены; в)Колосс Родосский?
4.В каких войнах олигархическая Спарта
победила демократические Афины:
а)в Пелопоннеской войне; б)Греко-
персидской; в)троянской?
5.Государственный строй, при котором
власть находится в руках народа:
а)демократия; б)аристократия;
в)монархия.
б.Пелопоннесская война началась:
а)в 449г.до н.э.;б)в 431г.до н.э.; в)в
404г.до н.э.
7.Пелопоннесская война закончилась
победой:
а)Делосского морского
союза;б)Пелопоннесского союза;
в)армии персидского царя Дария 1.
8.Поставьте события в хронологической
последовательности:
а)Марафонское сражение; б)битва при
Фермопилах; в)Троянская война;
г)начало Греко-персидских войн;
д)окончание Пелопоннесской войны;
е)разгром спартанцами африканского
флота при «Козьих речках»