Правила поведения учителя в конфликтной ситуации
Дата публикации: 7 ноября 2021
- Не расширять предмет ссоры, причину недовольства. Часто высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, не конкретны. Учитель, например, говорит ученику: «Что-то ты плохо стал относиться к учебе». При такой формулировке претензии ученику остаётся только гадать, в чём проявляется это его плохое отношение. Важно соблюдать правило «сокращения числа претензий за один раз». Одновременное высказывание многих претензий создаст у учащегося впечатление виновности во всем, что происходит вокруг, и он начнет оправдываться даже в том, в чем его не обвиняют.
- Справедливо, непредвзято относиться к инициатору конфликта. Раз человек выступает с несогласием, с обидами, претензиями — значит, он ждёт, что другая сторона прислушается к нему и изменит своё поведение. Поэтому учителю следует выработать у себя установку, что учащийся всегда имеет какие-то основания для жалобы, недовольства и высказывает их не ради удовольствия (что, правда, бывает у склочника), а потому, что его что-то тяготит, заставляет переживать, мучиться.
- Проявлять эмоциональную выдержку.Нередко к конфликту приводит эмоциональный тон разговора учителя с учащимися. Категоричность, безапелляционность высказываний, повышенный тон, наступательность без выбора выражений приводят учащихся в напряженное эмоциональное состояние. Естественно, что такая бестактность, а порой и грубость, вызовет ответную реакцию учащихся: как говорится, «посеешь ветер — пожнешь бурю». Правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. При диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи: спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — нужно уметь слушать и слышать ребенка. Учитель должен сдерживать свои эмоции и не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся.
- Формулировать позитивное решение конфликтной ситуации.В случае предъявления учащимся претензий и возникновения на этой почве конфликтной ситуации учитель должен предложить способ её разрешения, устранения причины, вызвавшей разногласия или недовольство одной из сторон. Это может быть оказание помощи, частичная уступка, смягчение требований. Некоторые учителя пытаются разрешить конфликты с учащимися с помощью администрации школы, классного руководителя, родителей (вызывают их на урок, чтобы они видели, как ведёт себя их ребёнок). Это, однако, мало что даёт, приводит к потере престижа учителя в глазах учащегося.
Правила поведения учителя в конфликтных ситуациях
- Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
- Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
- Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
- Критикуйте, но не критиканствуйте.
- Чаще улыбайтесь.
- Будьте справедливы и терпимы к детям.
- Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.
Памятка молодому учителю
- Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чистая ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, обязательно — недисциплинированных. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы это занимало каждый раз все меньше и меньше времени.
- Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале: ее можно приготовить на перемене. Приучайте дежурных оставлять на столе записку с фамилиями отсутствующих учеников.
- Начинайте урок энергично. Не ставьте ученикам вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» Это приучает к мысли, будто невыполнение заданий учителя — дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, медлительность, праздность — враг дисциплины.
- Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Избегайте попыток нарушить рабочий порядок.
- Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут заняться на уроке сторонним делом.
- Мотивируя оценивание знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
- Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учащихся. Пусть ученики почувствуют удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
- Прекращайте урок по звонку. Напомните об обязанностях дежурного.
- Воздерживайтесь от излишних замечаний.
- Организуя учащихся, старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не приносит вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.