ГЕОГРАФИЯ. Красикова А.И. Урок по теме » Геологическое строение Беларуси»
Дата публикации: 14 августа 2017
Цели:
Обучающие: сформировать понятия: платформа, плита, щит, антеклиза, впадина, прогиб, седловина, геохронологическая шкала.
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать материал. Учить применять знания в новой ситуации.
Воспитательные: прививать интерес к изучению природы Беларуси.
Тип урока: усвоение новых знаний с применением технологии критического мышления.
Оборудование: учебник, контурные карты, атласы, картины, интерактивная доска.
Ход урока
Стадия вызова
I. Вступительное слово учителя:
— Сегодня мы начинаем изучать важный раздел нашего курса «Природные условия и ресурсы Беларуси». И по логике познания с какой природной особенности мы должны начать его изучение?
Мы начинаем изучение природы Беларуси с геологического строения. — Напомню вам, что у нас уже достаточно накоплено знаний по геологическому строению.
Слайд№1. Тема: Геологическое строение
Постановка целей урока
— А теперь давайте определим цели нашего урока. Выявим ключевые слова нашей темы, познакомимся с геохронологической шкалой и научимся с ней работать.
Слайд№2. Цели урока
— Давайте начнём работу с определения нашего тектонического адреса.
(Работа с тектонической картой)
— На какой платформе расположена территория Беларуси?
(Учащиеся отвечают: «Восточно-Европейская платформа»)
Слайд№3. Строение платформы
— Вспомните определение – что такое «платформа»? (Уч-ся дают определение)
-Назовите главные характеристики платформы.
(Ребята отвечают: «Устойчивость и двухъярусность»)
— Из каких ярусов состоит платформа?
(Ребята называют: «Кристаллический фундамент и осадочный чехол»)
— Как называется нижний ярус платформы?
(Уч-ся отвечают: «Кристаллический фундамент», подписывая на доске)
— Как называется верхний ярус платформы?
(Уч-ся отвечают: «Осадочный чехол», подписывая на доске)
— А теперь вспомним, ребята, как называется участок платформы, покрытый платформенным чехлом? (Уч-ся отвечают: «Плита», отмечая на доске)
— Правильно, это плита. Продолжаем определять тектонический адрес нашей территории. (Работа с тектонической картой)
— Основная часть Беларуси относится к Русской плите. А как называется участок, где кристаллический фундамент выходит на поверхность?
(Уч-ся отвечают: «Щит», отмечая на доске)
— А теперь давайте вспомним из каких пород сложен кристаллический фундамент.
(Уч-ся отвечают: «Он образован из магматических и метаморфических пород: гранитов, гнейсов и кварцитов», подписывая на доске)
— А из каких пород сложен осадочный чехол?
(Ребята отвечают: «Он преимущественно сложен из осадочных пород: глин, песков, ела, известняков и других», подписывая на доске)
— Чем же отличаются породы кристаллического фундамента и осадочного чехла?
(Уч-ся отмечают, что фундамент более прочный, а чехол – рыхлый. Также среди пород осадочного чехла встречаются полезные ископаемые: бурый уголь, нефть, каменные и калийные соли, фосфориты.)
Стадия осмысления
II. — Итак, мы убедились, что Беларусь расположена на древней платформе – устойчивом участке земной коры.
— А можете вы себе представить, что на территории нашей страны когда-то были горы, извергались вулканы, происходили землетрясения?
— Это было… Но было очень давно, около четырёх с половиной миллиардов лет назад.
— Давайте сейчас совершим экскурс в далёкое геологическое время, а поможет нам в этом геохронологическая шкала.
Слайд№4. Геохронологическая шкала
— Геохронологическая шкала показывает последовательность основных этапов геологической истории Земли. В ее основу положено эволюция органической жизни на Земле. Как вы видите, геологическое время разделено на пять крупных отрезков, которые называются эрами. Каждая эра характеризуется своим этапом развития земной коры и органического мира продолжительностью в несколько десятков или сотен миллионов лет. В это время создавалась определенная группа пород. Название эр отражают характер жизни того времени, например протерозойская – эра ранней жизни, кайнозойская – эра новой жизни.
— На протяжении архейской и протерозойской эр формировался фундамент древних платформ, в том числе и всей территории Беларуси. Начиная с конца протерозойской эры начал формироваться платформенный чехол. Накопление пород осадочного чехла, как органический мир, значительно отличалось даже на протяжении эр. Поэтому последние делятся на геологические периоды. А теперь давайте обратимся к геохронологической таблице и определим основные события в развитии органической жизни на Земле.
Ребята анализируют текст геохронологической шкалы, работают с интерактивной доской, вставляя пропущенную колонку «Основные события в развитии органической жизни на Земле». (Дается 5-7 минут).
Физкультминутка (1-2 минуты)
Слайд№5. Развитие жизни на Земле (релаксация)
-Ребята, проанализировав геохронологическую шкалу, что вы можете отметить по геологическому развитию на Земле. (Уч-ся отвечают: «Очень длительно проходило развитие. Было много изменений в тектоническом развитии и в органическом мире.»)
— И так, на протяжении геологического развития Земли происходило формирование древних и молодых платформ, складчатых и областей земного шара. Понятно, что такой продолжительный период развития территории шло по-разному. Поэтому весь абсолютный возраст Земли (около 4,6 млрд. лет) мы выделили разные по продолжительности этапы, с которыми связаны глобальные изменения климата, органического мира, образования тех или иных горных пород и минералов.
III. — Мы убедились, что очень длительное время шло формирование территории Беларуси. Кристаллический фундамент сформировался в архее и протерозое и претерпел изменения под воздействием более поздних тектонических движений, в результате которых и сформировались современные тектонические структуры.
— Давайте выясним, что такое тектоническая структура.
(Работа со словарем, запись учащимися на доске: «Это крупные участки кристаллического фундамента, которые обычно, отделяются тектоническими разломами и характеризуются разной мощностью осадочного чехла»).
Слайд №6. «Тектонические структуры»
— В зависимости от глубины залегание фундамента их делят на положительные, отрицательные и переходные. К положительным тектоническим структурам относятся антеклизы и щиты. Что такое щит, мы уже сегодня вспомнили в начале урока. А что такое антеклиза?
(Работа учащихся со словарем, запись учащимися на доске: «Антеклиза – это одна из основных тектонических структур платформы, пологое куполообразное возвышение земной коры с выступом фундамента платформы, размерами до нескольких сотен километров в сечении.»).
— Отрицательные тектонические структуры в Беларуси представлены впадинами и прогибами. Дайте определения этим понятиям.
(Работа учащихся со словарем, запись учащимися на доске: «Впадина – отрицательная тектоническая структура платформы тектонического происхождения округлой формы с большой мощностью отложений платформенного чехла. Прогиб – отрицательная тектоническая структура платформы повышенной подвижности линейно вытянутой формы с большой мощностью отложений платформенного чехла, ограниченная разломами»).
— На тектонической карте Беларуси выделяются и переходные структуры – седловины. Что такое седловины?
(Работа учащихся со словарем, запись учащимися на доске: «Седловина – переходная тектоническая структура платформы со средней мощностью отложений платформенного чехла, которая отделяет по две положительные и отрицательные тектонические структуры»).
— А теперь поработаем по тектонической карте Беларуси при помощи атласов.
Слайд №7. Карта «Тектонические структуры Беларуси»
— Внимательно посмотрите и определите, какая самая большая структура на нашей территории? Где она расположена?
(Учащиеся отвечают: «Белорусская антеклиза, на северо-западе и в центральной части Беларуси, от 80 до 500 м»).
— Какая структура расположена на северо-востоке?
(Ребята отвечают: «Оршанская впадина, на глубине 800-1800 метров»).
— Какие еще отрицательные структуры мы видим на слайде?
(Учащиеся отвечают «Припятский прогиб на юго-востоке, глубиной до 6 километров; Брестская впадина на юго-западе, на глубине 1600-1900 метров»).
— Выделите крупнейшие седловины территории Беларуси.
(Ребята отвечают: «Латвийская, Жлобинская, Полесская и Брагинско-Лоевская, на глубине от 500-1000 метров»).
— А теперь давайте систематизируем тектонические структуры Беларуси по группам и отметим их на схеме.
Слайд №8. Тектонические структуры
IV. – И так, мы отметили главные тектонические структуры территории Беларуси.
— Закончено ли их формирование на территории нашей страны?
— Как вы считаете, возможны ли на Беларуси землетрясения?
(Учащиеся отвечают, на экране появляется слайд №9).
Слайд №9. Cейсмотектоническая карта, или «Неотектоника»
— Прошу обратить внимание на карту «Неотектоника Беларуси».
(Объяснение материала с указанием по карте главных элементов неотектоники).
— В процессе геологического развития территории Беларуси, как кристаллический фундамент, так и платформенный чехол формировались под воздействием тектонических движений. Разная направленность их приводила к образованию трещин, которые получили название тектонические разломы. Они пронизывают кристаллический фундамент и платформенный чехол всех тектонических структур, особенно в пределах Припятского прогиба.
Тектонические движения на территории Беларуси продолжаются и теперь. Они могут приводить к землетрясениям. Так как Беларусь удалена от складчатых областей, фиксируются только отголоски тектонических движений из сейсмических поясов, например из Карпат. Это приводит только к слабым землетрясениям:
Слайд №10. Землетрясения на территории Беларуси.
Слайд №11.Тектонические движения земной коры
— Также на территории Беларуси характерны только медленные опускания земной коры, амплитуда которых обычно не превышает 2 см в год. Исключение составляют небольшие участки в центре Беларуси, где фиксируются положительные современные вертикальные движения, но они не превышают 1 см.
— Тектонические структуры меняются под воздействием не только геологических процессов, но и под влиянием других факторов. Например, известен случай изменения кристаллического фундамента под воздействием внешних сил.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ!!!
Слайд №12. «Логойская астроблема»
— На границе мелового и палеогенового периодов на территории Беларуси возник древний метеоритный кратер диаметром 15—18 км. Он получил название «Логойская астроблема» (взрывной метеоритный кратер), потому что находится недалеко от города Логойска. Был открыт в 1973 г. при выполнении электроразведочных работ. Его возникновение связано со столкновением метеорита с земной поверхностью. В результате столкновения образовалась воронка, которая почти на 150 м углубилась в породы кристаллического фундамента. В пределах Логойской астроблемы был фактически разрушен осадочный чехол, поэтому породы кайнозоя залегают непосредственно на кристаллическом фундаменте. Вместе с породами осадочного чехла глубина астроблемы составляет более 500 м. Воронка заполнена породами палеогена, неогена и антропогена и в рельефе не выявляется.
Закрепление материала.
— И так, мы рассмотрели сегодня на уроке тектонические структуры и убедились, что территория Беларуси относится к древней Восточно-Европейской платформе, которая имеет различные участки (по мощности кристаллического фундамента и платформенного чехла). На протяжении миллионов лет произошли преобразования древней платформы, что привело к образованию тектонических разломов. Они поделили ее на крупные участки, которые относятся к тектоническим структурам. Как мы сегодня убедились, тектонические движения на территории Беларуси продолжаются и в настоящее время. А значит, тектонический облик территории нашей страны изменится в будущем.
Выставление отметок учащимся.
— Сегодня за работу на уроке получают отличные отметки учащиеся: …
Слайд №13. Домашнее задание.
Стадия рефлексии
— Предлагаю решить задачу на выбор оптимального решения. Условие задачи: выбрать возможные площадки для строительства АЭС на территории Беларуси с учётом полученных знаний по теме нашего урока.
Слайд №14. Рефлексия.