• пн-пт 8:00–20:00
  • сб 8:00–19:00

ГЕОГРАФИЯ. Красикова А.И. Виды деятельности, характерные при изучении географии

Дата публикации: 14 августа 2017

Деятельность — это активное состояние человека. Поэтому и активность школьника может быть выражена через различные виды учебной деятельности: исследование, проектирование, прогнозирование, сценирование, моделирование, конструирование и т.д..

Проявления активности в определенных видах учебной  деятельности способствует всестороннему развитию личности школьника. И задача учителя предоставить ученику через различные виды деятельности на уроке и вне урока широкие  возможности для развития всех потенциальных сил.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Поэтому проектно-исследовательская деятельность на уроках географии  наиболее доступно и полно  инициирует учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.

Основные требования к использованию метода проекта:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен:

  1. владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
  2. уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
  3. направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  4. уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

  1. учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
  2. приобретает коммуникативные навыки и умения;
  3. овладевает практическими умениями исследовательской работы:
  4. собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Исследовательская деятельность основана  на развитии  самостоятельности учащихся и гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию  личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных  проблемных вопросов. Именно она как одна из форм учебной деятельности способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность и самостоятельность.

Данную деятельность осуществляю  по двум направлениям:

  • исследовательская деятельность на уроке;
  • исследовательская деятельность во внеурочное время.

Исследовательская деятельность на уроке предполагает:

  • исследовательский метод обучения как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решения учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона или закономерностей;
  • нетрадиционные уроки, предполагающие выполнение учениками учебного исследования или его элементов (урок –лаборатория, урок изобретательства, урок -творческий отчет и т.д.);
  • учебный эксперимент, позволяющий организовать освоение таких элементов, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
  • домашнее задание исследовательского характера.

Центральное место в мыследеятельностной педагогике  на уроках географии занимает сценирование, которое является  ключевым методическим принципом. При сценировании учитель работает со способностями учащихся.   Для этого создаются специальные ситуации учения-обучения.

Понятие ситуации учения-обучения является одним из основных средств работы педагога. Работать с деятельностью невозможно в рамках принятой методической схемы, когда новое рассказывает или показывает учитель, а дети только повторяют, воспроизводят учительский образец. Ситуация учения-обучения — специально организованные педагогом условия, в которых обучающимся необходимо осуществлять самостоятельную деятельность, разворачивающуюся  как самостоятельный поиск знаний-средств, разрешающих затруднение. Учитель, реализуя сценарную технологию, работает не с передачей информации и не с умениями-навыками, но со способностями учащихся.

Основные этапы технологии сценирования:

1-й этап –  построение сценарного описания

2-й этап – осуществление этого сценарного описания

3-й этап – рефлексия произошедшего события.

4-й этап – построение законченного сценария.

При построении сценарного описания педагог должен

1.проимитировать в своем мышлении разного типа действия, которые будут, вероятно, осуществлять учащиеся;

2. продумать собственные управленческие действия, сформулировать задания, которые помогут удержать ситуацию в нужном направлении, “проиграть” “ходы” учащихся.

Особым исследовательским процессом на уроках географии является  моделирование.Благодаря знаково-графической системе оно становится наиболее эффективным деятельностным  учебным приёмом. Моделирование – это письменная работа, которую учащиеся выполняют  в процессе рассказа учителя или при самостоятельном изучении материала учебника. Модель не выполняют заранее, её выстраивают по ходу работы. В этом её главное отличие от учебного рисунка и опорной схемы, которые дополняют объяснение учителя и даются в готовом виде.

                                                  ВИДЫ МОДЕЛЕЙ

Моделирование  — это деятельностный метод познания, а модель – новый объект, который отражает существенные стороны изучаемого явления или процесса. Использование приёма моделирования  способствует изучению темы более быстрыми темпами, а также обеспечивает полноценное приобретение и применение знаний Опора на модели облегчает самостоятельное выполнение заданий и заданий творческого характера. Модели по географии отражают основную мысль изучаемой темы или раздела. Информационные модели могут представлять собой: структурированный текст, таблицу, картосхему, диаграмму.  Второй этап – это визуализация модели с помощью компьютера.  В результате такой деятельности, школьники создают пакет дидактических пособий.

Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления. Обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего через содержание. В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация системы учебных действий.