• пн-пт 8:00–20:00
  • сб 8:00–19:00

Гризан Н.Е. Содержание, технологии, методики и формы реализации метапредметного обучения в преподавании истории

Дата публикации: 14 августа 2017

 К.Д. Ушинский говорил, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто.

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? На мой взгляд, это освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности. Что же это такое метапредметность?

Немного истории. Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. В 1930 году был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.

В настоящее время в основе метапредметного подхода лежит мыследеятельностная педагогика Василия Васильевича Давыдова. Подход Давыдова впоследствии был развит его учениками, коллективом ученых-разработчиков, который возглавляет доктор психологических наук, профессор, директор НИИ ИСРОО Юрий Громыко.»Мета»- («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами.

С V класса начинается систематическое изучение истории как учебного предмета, характеризующегося целостностью, относительной полнотой и логической завершенностью. Изучение истории осуществляется на событийно-хронологическом уровне. Это создает оптимальные условия для формирования у учащихся устойчивой системы знаний об историческом пути, пройденном человечеством. В  своей работе я стараюсь внедрять метапредметность, для формирования универсальных учебных действий обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию с 5 класса.

Согласно многочисленным и авторитетным исследованиям в области возрастной и педагогической психологии, дети в возрасте 10-11 лет особенно эмоционально положительно относятся к групповым формам организации их деятельности. Такими формами организации учебно-познавательной деятельности являются: групповая ролевая игра на уроке, подготовка и защита групповой презентации, подготовка и защита группового проекта. Использование игровых технологий предполагает постепенность и поэтапность их введения в процесс обучения истории Древнего мира в 5 классе.

При изучении темы «Люди каменного века» игровые формы обучения сочетают в себе индивидуальные задачи с последующим общим анализом результатов. Я предлагаю составить рассказ от имени первобытного человека: а) об организации охоты на мамонта (для мальчиков); б) о жизни в условиях ледникового периода (для девочек). Ученикам можно предложить написать этот рассказ от первого лица, придумать имя герою, описать не только сюжет, но и отношения, возникающие между людьми. Так я предлагаю детям взять на себя роль участника событий. Это помогает учащимся проникнуть во внутренний эмоциональный мир первобытных людей, пытаются представить себе взаимоотношения в племени или родовой общине. Обсуждение рассказов школьников на уроке создает возможность наиболее полно и с исторической, и с художественной точек зрения понять условия жизни древних людей и характер их отношений друг к другу и к окружающей среде. Кроме этого, такая работа с темой «Люди каменного века» создает условия для формирования интереса к истории и эмоционально положительное отношение к уроку. Совместное обсуждение творческих работ каждого ученика позволяет создать атмосферу общей заинтересованности и доброжелательности и подготовить почву для следующего шага на этапе индивидуального творчества при изучении истории Древнего мира.

В конце изучения темы «Древний Египет» проводится  урок-игра «Путешествие по Древнему Египту», учащимся предлагается составить «Путеводитель по Древнему Египту», защита мини-проектов. В процессе подготовки и проведения урока формируются метапредметные связи не только истории, но и географии и «Искусства». Подготовка  и защита мини-проектов вызывает значительный интерес учеников.

При изучении тем «Передняя Азия в древности», «Древние Индия и Китай» учащимся предлагается подготовить компьютерные презентации  о царе Хаммурапи, о Навуходоносоре, «висячих садах» Семирамиды и т.д.  Учащиеся пробуют по желанию подготовить первую самостоятельную компьютерную презентацию в программе Power Point и комментарий к ней. Во время представления своей презентации учащиеся принимают на себя роль учителя, порой настолько глубоко проникают в этот образ, что проводят самостоятельно опросы по материалам презентации, осуществляя обратную связь и рефлексию.

В результате учащиеся начинают понимать механизм сбора и систематизации материалов, начинают постигать основы ораторского искусства, приемы экспозиционного дела, начинают овладевать навыками работы в поисковых системах интернета и с пользовательскими программами Microsoft Office.

При изучении темы «Древняя Греция» учащиеся продолжают самостоятельно по желанию, готовить краткие сообщения об исторических деятелях и событиях в истории Древней Греции. Поскольку на предыдущем этапе ученики уже начали осваивать процесс поиска, сбора и систематизации материалов из интернета, а также познакомились со значительным числом книг по истории Древнего мира, они уже более уверенно и осознано готовятся к этим небольшим выступлениям. В ходе подготовки к ним у учащихся развиваются навыки поиска и отбора материала. Необходимость быть краткими заставляет их переформулировать первоначальный текст, сокращать его, делать более доступным для слушателей. При подготовке выступлений и в ходе них учащиеся осваивают первичные навыки лекторского мастерства. Далее учащиеся начинают работать в группах по 3-4 человека. Эти группы собирают материалы и готовят презентацию в программе Power Point по темам, расширяющим кругозор учащихся по истории Древней Греции. Предлагаемые презентации были посвящены 7-ми чудесам света. В работе над своими презентациями учащиеся самостоятельно выбирали себе роли координаторов, консультантов, выступающих. Каждый самостоятельно выбирал материал для своего выступления, писал текст, выверял его по времени. Все это делалось под руководством координатора, который помогал в организации обмена информацией и подготовки итоговой общей презентации.

На обобщающем уроке  учащиеся давали свои комментарии к каждой презентации, задавали вопросы выступающим, что сделало обобщающий урок близким по форме к конференции.

В ходе изучения темы «Древний Рим» предполагается деление класса на 4 большие команды по 6-7 человек. Каждая команда получает задание создать коллективный мини-проект на одну из тем, выбранных по жребию: «Город Рим», «Развитие римской армии», «Гладиаторы», «Быт, нравы и мода в древнем Риме». Особенностью деятельности учащихся является то, что в командах должны пройти процессы формулирования и согласование тем-детализаций общей темы. Естественно, что темы-детализации предлагаю я, но предлагаю их гораздо больше, чем есть участников в команде, поэтому ученикам приходится брать на себя роли участников своего рода ученого совета или оргкомитета научной конференции. Ученикам приходится прослеживать динамику развития определенного исторического феномена, и в процессе работы над материалами проекта, совершать, по сути, маленькое научное открытие. Они устанавливают причинно-следственные связи между изменениями в исторической среде и изменениями самого исследуемого объекта. В этом случае ученики  играют в почти настоящий процесс научного познания исторического процесса.

Таким образом это  дает возможность создать непрерывную игровую среду, которая моделирует сам процесс научного исторического познания мира. Через метапредметные связи формируют целостное представление детей не только о ходе развития человеческого общества, но и о своем собственном развитии в процессе изучения учебного материала  и расширения своего кругозора вне неё.

Список используемых источников

  1.  Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Мн., 2000.
  2. Губанов А.Ю. и Губанова Т.М. Начальный модуль метапредметной подготовки для старшей школы «Способы учебной работы» [электронный ресурс] — Режим доступа: – URL: http://www.glybrary.ru – дата доступа: 23.09.2015.
  3. Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществоведению / Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 2, 3.
  4.  Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. №2.
  5.  Федорова С.Ш. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы «Развитие исследовательской деятельности» для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы) [электронный ресурс]-Режим доступа: – URL: http://www.1september.ru– дата доступа: 23.09.2015.