• пн-пт 8:00–20:00
  • сб 8:00–19:00

Гризан Н.Е. Урок по теме: «Развитие образования в БССР во второй половине 1950-1980-ые г.г.»

Дата публикации: 14 августа 2017

Цель урока:

  1. Охарактеризовать развитие образования, определить основные направления и итоги реформирования системы образования во второй половине 1950-1980-ые г.г.
  2. Развивать умения и навыки работы с различными источниками информации, коллективного взаимодействия, аналитического мышления, групповой работы.
  3. Воспитывать уважение к историческому прошлому.

Обеспечение урока: интерактивная доска, ноутбук,  мультимедийная презентация, учебное пособие, раздаточный материал.

Ход урока:

Здравствуйте. Садитесь.

В начале изучения курса истории Беларуси, вы получили творческое задание, подготовить видеоролики о развитии БССР в 40-80-е годы. Один из этих видеороликов я предлагаю посмотреть.

— Просмотр видеоролика.

Вопросы:

  1. Дайте определение понятию образования?
  2. Как вы понимаете выражение «образованный человек»?
  3. Для чего государству нужны образованные люди?

— Мы с вами выяснили, что такое образование, «образованный человек», для чего нужны образованные люди государству. Давайте определим тему урока  Слайд 1. с темой. Запись в тетрадь.

Откройте учебник § 14, п. 1. Давайте определим с вами ключевые слова, которые будут подходить к теме нашего урока: научно-техническая революция, индустриальное общество, ПТУ, ВУЗ, народное образование. Записали. Дали определение.

Исходя из темы и ключевых понятий, давайте определим цели урока.

Слайд 2. Записываем в тетрадь.

Дальше мы должны составить план нашего урока. Где мы остановимся на более подробном изучении вопросов касающихся образования. Просмотрите материал учебника и предложите свои варианты.

Слайд 3 План. Запись в тетрадь.

Давайте еще раз вспомним тему нашего урока, цели, ключевые понятия (проговаривают).

Давайте сформулируем проблемный вопрос.

Слайд 4. Проблемный вопрос: Могла ли система образования в 50-80-е г.г. в БССР обеспечить потребности в специалистах для новых отраслей промышленности?

В течении урока мы будем работать с проблемным вопросом.

Предварительно вы были разбиты на группы. Каждая группа получает свое задание и задания других групп, работает с ними в течении 4мин с различными историческими источниками, учебным пособием.

Задание 1 группы.

  1. Устное сообщение «Школьное образование»
  2. Соотнесите изменения в школьном образовании с годами их проведения.

а) 1950 –е г.г.

б)1970-е г.г.

  1. Что отрицательно влияло на развитие школьного образования в БССР?

Физкультминутка.

Задание 2 группы.

  1. Устное сообщение «Профессионально-техническое образование»
  2. Были ли учащиеся заинтересованы в результатах обучения в ПТУ? Свой ответ обоснуйте.
  3. Как вы понимаете «введение частичной самоокупаемости» в ПТУ?
  4. Какую роль в становлении индустриального общества сыграло создание ПТУ?

Задание 3 группы.

Проанализируйте данные диаграммы. С чем связан рост студентов в средне-специальных учебных заведениях?

2. Какие формы обучения были введены?

3. Почему в этот период времени встал вопрос о подготовке специалистов со средне-специальным образованием?

Задание для 4 группы.

  1. Заполнить пропуски в таблице, используя картосхему на стр. 52,68 учебного пособия.
Год образования Город ВУЗ
1958 Гродно
1961 Машиностроительный

институт

1964 Минск
1965 Витебск
1966 Брест Инженерно-строительный институт
1975 Минск
  1. Докажите, что уровень образования населения БССР был достаточно высоким. При ответе используйте картосхемы на стр.52, 68 учебного пособия.

Отчет групп. Будут ли дополнения? После отчета каждой группы делают вывод.

Давайте сформулируем общий вывод и запишем в тетрадь.

Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу. Могла ли система образования в 50-80-е г.г. в БССР обеспечить потребности в специалистах для новых отраслей промышленности?

Для закрепления пройденного материала каждой из групп предлагается составить и задать вопросы.

Выставление отметок и их комментарий.

Д/з. §14,  обратите внимание на дополнительный материал и вопрос №7.

Я предлагаю вам тестовое задание для индивидуального закрепления темы.

 

 

 

Приложение 5.

Тест

1.   В каком году было введено всеобщее 8-летнее образование?

а) 1959 г.;

б) 1972 г.;

в) 1985 г.

  1. Какие изменения в системе школьного образования были проведены 1970-е г.г.?

а) введение всеобщего среднего образования?

б) перевод начальной школы на трехлетнее образование;

в) утверждение новых учебных планов.

  1. Что отрицательно повлияло на развитие школьного образования?

а) слабая материальная база;

б) создание школ-интернатов;

в) связь школы с производством.

  1. Какие новые профессионально-технические учебные заведения открывались?

а) городские училища;

б) сельские училища;

в) техникумы.

  1. В процессе получения образования в ПТУ учащихся готовили?

а) самостоятельной жизни;

б) к участию в производительном труде;

в) к преподавательской деятельности.

  1. Какие формы обучения вводились в техникумах 1960-е г.г.?

а) платная;

б) вечерняя;

в) заочная.

  1. Средне-специальные учебные заведения выпускали:

а) рабочих;

б) техников;

в) инженеров.

  1. Где можно было получить высшее образование?

а) в ПТУ;

б) в ВУЗах;

в) в техникумах.

  1. Какой ВУЗ был открыт в Могилеве в 1961 г.?

а) медицинский;

б) радиотехнический;

в) машиностроительный.

  1. Современное название этого ВУЗа?

а) Могилевский государственный технический университет;

б) Белорусско-Российский университет;

в) Могилевский университет продовольствия.

Приложение 1.

Раздел I

О СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Статья 1. Главной задачей советской школы является подготовка учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования, подготовка образованных людей, хорошо знающих основы наук, воспитание молодежи в духе глубокого уважения к принципам социалистического общества, в духе идей коммунизма.

Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе должна стать тесная связь обучения с трудом, с практикой коммунистического строительства.

Статья 2. Ввести в БССР вместо всеобще-обязательного семилетнего образования всеобще-обязательное восьмилетнее образование.

Восьмилетняя школа является неполной средней общеобразовательной трудовой политехнической школой, которая должна давать учащимся прочные основы общеобразовательных и политехнических знаний, воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности, осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание детей.

Учебно-воспитательная работа в восьмилетней школе должна быть построена на сочетании изучения основ наук, политехнического обучения и трудового воспитания, широкого вовлечения школьников в доступные в их возрасте формы общественно полезного труда.

Статья 3. Установить, что полное среднее образование молодежи, начиная с 15 — 16-летнего возраста, осуществляется на основе соединения обучения с производительным трудом с тем, чтобы вся молодежь в этом возрасте включалась в общественно полезный труд.

Статья 4. Установить следующие основные типы учебных заведений, дающих полное среднее образование:

а) школы рабочей и сельской молодежи — вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу и работающие в одной из отраслей народного хозяйства, получают среднее образование и повышают профессиональную квалификацию. Определить срок обучения в этих школах в 3 года.

В целях создания необходимых условий учащимся вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ Совету Министров БССР установить для успешно обучающихся без отрыва от производства сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю;

б) средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получают в течение 3 лет среднее образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или культуры.

Соотношение теории и практики в производственном обучении и чередование периодов обучения и труда устанавливаются в зависимости от профиля специальной подготовки учащихся и от местных условий. В сельских школах учебный год следует строить с учетом сезонности сельскохозяйственных работ.

Производственное обучение и общественно полезный труд могут проводиться в учебных и производственных цехах ближайших предприятий, в ученических бригадах колхозов и совхозов, в учебно-опытных хозяйствах, в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских;

в) техникумы и другие средние специальные учебные заведения, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу, получают среднее общее и среднее специальное образование.

Статья 5. В целях усиления роли общества и оказания помощи семье в воспитании детей расширить сеть школ-интернатов, а также школ и групп продленного дня. Установить, что школы-интернаты организуются по типу восьмилетних школ или средних общеобразовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением.

Статья 6. Признать необходимым серьезно улучшить постановку воспитательной работы в школе с тем, чтобы школа прививала учащимся любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, формировала коммунистическое мировоззрение учащихся, воспитывала их в духе беззаветной преданности Родине и народу, в духе пролетарского интернационализма. Важнейшей задачей учителей, родителей и общественных организаций является дальнейшее улучшение работы по воспитанию навыков культурного поведения учащихся в школе, семье, на улице.

Статья 7. Признать необходимым преобразование существующих десятилетних школ (их старших классов) в различные типы городских и сельских средних общеобразовательных школ.

Перестройку системы народного образования осуществлять планомерно и организованно, с максимальным учетом местных особенностей, ни в коем случае не допуская какого-либо ухудшения обслуживания населения школами. Обратить внимание на необходимость дальнейшего увеличения контингентов девушек коренных национальностей в старших классах школ союзных и автономных республик Востока.

План перехода на новую систему школьного образования должен быть разработан в каждой союзной республике, применительно к особенностям ее экономического и культурного развития. При этом необходимо перевод школ с 7-летнего на 8-летнее обязательное обучение, а также организацию различных типов полных средних школ начать с 1959/60 учебного года и закончить в течение 3 — 5 лет. Учащимся нынешних VIII — X классов обеспечить возможность окончания средней школы по действующим учебным планам и программам, усилив трудовую их подготовку.

При разработке планов реорганизации средних школ должно быть предусмотрено обеспечение вузов достаточным числом выпускников средних школ, имея в виду недопустимость перерыва в пополнении народного хозяйства кадрами молодых специалистов высшей квалификации. В этих целях в каждой союзной республике в случаях необходимости должно быть на переходный период сохранено некоторое количество ныне действующих средних школ.

Статья 8. Положения об обязательной восьмилетней школе, о вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе и средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением утверждаются Советами Министров союзных республик.

Приложение 3.

Раздел II

О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья 12. Перспективы технико-экономического развития БССР предъявляют все более высокие требования к производственной квалификации рабочих кадров всех отраслей народного хозяйства. В этих условиях широкое развитие профессионально-технического образования молодежи приобретает особо важное значение.

Основной задачей профессионально-технического образования молодежи является планомерная и организованная подготовка для всех отраслей народного хозяйства культурных и технически образованных квалифицированных рабочих и тружеников сельского хозяйства, коммунистическое воспитание учащихся, их идейная закалка, формирование у учащейся молодежи коммунистического отношения к труду.

Статья 13. Для профессионально-технического обучения молодежи, идущей на производство после окончания восьмилетней школы, образовать городские и сельские профессионально-технические училища.

Профессионально-технические училища специализируются по отраслям производства и проводят учебно-воспитательную работу на основе активного и систематического участия молодежи в производительном труде и в тесной связи с предприятиями, стройками, совхозами и колхозами.

Статья 14. Преобразовать школы фабрично-заводского обучения, ремесленные, железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища и училища механизации сельского хозяйства трудовых резервов, профтехшколы, школы фабрично-заводского ученичества и другие профессиональные учебные заведения совнархозов и ведомств — в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища со сроком обучения от одного года до трех лет и в сельские профессионально-технические училища со сроком обучения один — два года.

Реорганизацию существующих профессиональных учебных заведений в городские и сельские профессионально-технические училища провести в течение трех — пяти лет с учетом особенностей экономических административных районов.

Статья 15. В целях постепенного перевода профессионально-технических училищ на частичную самоокупаемость осуществлять мероприятия по расширению и повышению доходности от производственной деятельности учебных заведений.

В связи с ростом материальной обеспеченности трудящихся, для повышения заинтересованности учащихся в лучшем овладении изучаемой профессией, целесообразно изменить существующие условия материального обеспечения учащихся, введя выплату ученической заработной платы вместо бесплатного обмундирования и питания.

Полное государственное обеспечение следует сохранить для учащихся-сирот, воспитанников детских домов и детей многодетных родителей.

Рекомендовать колхозам рассмотреть вопрос о выделении соответствующих средств на обучение колхозной молодежи в профессионально-технических училищах.

Статья 16. Министерствам, ведомствам, советам народного хозяйства, предприятиям, учреждениям и организациям обеспечивать профессионально-технические училища производственным оборудованием для учебных мастерских, оплачиваемыми рабочими местами на предприятиях для производственной практики учащихся, а также создавать условия для успешного проведения учебного процесса и освоения молодежью новой техники, передовой технологии и высокопроизводительных способов труда.

Статья 17. Совету Министров БССР осуществлять разработку перспективных и годовых планов профессионального обучения и трудоустройства молодежи, оканчивающей восьмилетнюю общеобразовательную школу, профессионально-технические училища и среднюю школу с производственным обучением, имея в виду установление на предприятиях брони приема молодежи на работу и строгое соблюдение охраны труда и техники безопасности.

Статья 18. Перестройка системы профессионально-технического образования предъявляет новые повышенные требования к уровню технической, идейно-политической и педагогической подготовки мастеров производственного обучения и преподавателей профессионально-технических училищ. Развитие сети этих училищ вызовет увеличение потребности в мастерах и преподавателях. Поэтому необходимо уделить больше внимания подготовке этих кадров в техникумах и высших учебных заведениях.

Нужно улучшить качество и увеличить выпуск учебников и наглядных пособий, расширить производство учебно-технических и научно-популярных кинофильмов, а также широко использовать в профессионально-техническом образовании радио и телевидение.

Приложение 2.

Раздел III

О СРЕДНЕМ СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Статья 21. В промышленном, сельскохозяйственном производстве, а также в учреждениях культуры, просвещения и здравоохранения важное место принадлежит техникам, как непосредственным организаторам производства, и другим работникам со средним специальным образованием.

Интересы современного производства, базирующегося на новейших достижениях науки и техники, требуют от выпускников техникумов высокого уровня теоретической подготовки и хорошего знания практики.

В соответствии с этим признать необходимым дальнейшее совершенствование системы среднего специального образования и улучшение подготовки специалистов средней квалификации на основе тесной связи обучения с общественно полезным трудом и широкого развития вечернего и заочного обучения.

Статья 22. Подготовку специалистов в средних специальных учебных заведениях осуществлять на базе восьмилетней школы, а по отдельным специальностям — на базе полного среднего образования.

В зависимости от отрасли народного хозяйства, для которой готовятся специалисты, а также условий труда на предприятиях, стройках и в других организациях общие сроки обучения и продолжительность отдельных периодов обучения с отрывом и без отрыва от производства могут быть различными.

Статья 23. Установить, что обучение в средних специальных учебных заведениях должно обеспечить учащимся наряду с общеобразовательными знаниями в объеме средней школы получение необходимой теоретической и практической подготовки по специальности, а в технических и сельскохозяйственных средних специальных учебных заведениях — также получение учащимися квалификации с присвоением разряда по одной из рабочих профессий.

Статья 24. Признать целесообразным организацию при индустриальных техникумах цехов и мастерских, выпускающих промышленную продукцию силами учащихся, а при сельскохозяйственных техникумах — крупных хозяйств, в которых все основные работы должны выполняться самими учащимися.

Статья 25. Дальнейшее развитие сети средних специальных учебных заведений осуществлять в направлении приближения их к производству с учетом потребности в кадрах экономических районов, широко практикуя кооперирование совнархозов, министерств и ведомств в подготовке специалистов со средним образованием.

Расширение и улучшение заочного и вечернего образования, как основной формы подготовки специалистов со средним специальным образованием, проводить путем укрепления заочных и вечерних техникумов, а также организации заочных и вечерних отделений при стационарных учебных заведениях, имеющих квалифицированные кадры преподавателей и соответствующую учебно-материальную базу.На вечернее и заочное обучение принимать преимущественно лиц, работающих по профессиям, родственным избранной специальности.

Приложение 4.

О ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Статья 27. Задачи коммунистического строительства требуют приближения высшей школы к жизни, к производству, повышения теоретического уровня подготовки специалистов в соответствии с новейшими достижениями науки и техники.

Дальнейшее развитие и совершенствование системы высшего образования в нашей стране должно обеспечить лучшую практическую и теоретическую подготовку специалистов, значительное усиление коммунистического воспитания молодежи, активное участие всех преподавателей в воспитании студенчества.

Главными задачами высшей школы являются:

подготовка высококвалифицированных специалистов, воспитанных на основе марксистско-ленинского учения, овладевших новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, хорошо знающих практику дела, способных не только полностью использовать современную технику, но и создавать технику будущего;

выполнение научно-исследовательских работ, способствующих решению задач коммунистического строительства;

подготовка научно-педагогических кадров;

повышение квалификации специалистов, занятых в различных отраслях народного хозяйства, культуры и просвещения;

распространение научных и политических знаний среди трудящихся.

Статья 28. Подготовку специалистов в высших учебных заведениях проводить на базе полного среднего образования на основе соединения обучения с общественно полезным трудом. Конкретные формы соединения обучения с практикой, с трудом должны определяться в зависимости от профиля вуза, от состава студентов, а также от национальных и местных особенностей.

В высшие учебные заведения принимать на основе характеристик, выдаваемых партийными, профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями, руководителями промышленных предприятий и правлениями колхозов с тем, чтобы путем конкурсного отбора зачислять в вузы наиболее достойных, проявивших себя на производстве, подготовленных и способных людей. При зачислении в высшие учебные заведения предоставлять преимущества лицам, имеющим стаж практической работы.

Статья 29. Признать необходимым всемерное улучшение и расширение вечернего и заочного образования путем укрепления заочных и вечерних вузов, развития сети вечернего и заочного образования на базе стационарных вузов, организации вечерней и заочной подготовки специалистов непосредственно при крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.

Статья 30. При подготовке инженеров сочетание обучения с трудом должно быть организовано таким образом, чтобы производственный труд студентов способствовал лучшему овладению их будущей специальностью и давал студентам возможность последовательно изучить технологический процесс производства. В большинстве технических вузов наиболее целесообразно сочетание обучения с работой на производстве по системе вечернего или заочного образования на первых двух курсах.

Для ряда специальностей, где студенты вначале изучают цикл сложных теоретических дисциплин, а также проходят большую лабораторную практику, целесообразно первые 2 — 3 года проводить обучение с отрывом от производства. После этого для студентов следует предусмотреть практическую работу в течение года на штатных должностях непосредственно на производстве, в лабораториях и конструкторских бюро.

Совершенствуя систему высшего образования, большое внимание нужно уделить подготовке инженерных кадров для отраслей новой техники, для дальнейшего развития научной и проектно-конструкторской работы.

Статья 31. При подготовке специалистов сельского хозяйства обучение должно проводиться в институтах, организованных на базе крупных совхозов и имеющих мощные образцовые учебные хозяйства, где сельскохозяйственные работы производятся силами студентов. Подготовка специалистов должна иметь известную направленность применительно к отдельным зонам страны, а сочетание обучения с производительным трудом должно строиться с учетом сезонности производства.

Статья 32. Признать необходимым дальнейшее развитие университетского образования, в частности, значительно увеличить выпуск специалистов по новым разделам математических, биологических, физических, химических наук, усилить теоретическую и практическую подготовку студентов, значительно поднять роль университетов в решении важнейших проблем естественных и гуманитарных наук. Комплектование университетов и сочетание в них обучения с трудом должны быть организованы таким образом, чтобы студенты в процессе обучения получали навыки работы по специальности, а специалисты по гуманитарным наукам (экономисты, философы, юристы и др.), кроме того, имели бы определенный опыт общественно полезного труда.

Статья 33. Признать необходимым улучшить подготовку учителей в педагогических институтах и университетах; расширить подготовку учителей для начальных школ, имея в виду в дальнейшем полностью завершить переход на комплектование всех школ учителями с высшим образованием; организовать подготовку учителей по агрономии, животноводству, технике и другим специальным дисциплинам; повысить научно-теоретический уровень преподавания в педагогических институтах; усилить значение производственной и педагогической практики в подготовке учителей.

Статья 34. При подготовке врачей в медицинских вузах учитывать специфические требования врачебной профессии; комплектовать медицинские институты по преимуществу из числа молодежи, имеющей практический стаж работы в качестве младшего обслуживающего персонала в медицинских и лечебно-профилактических учреждениях; обучение студентов сочетать с непрерывной практикой в лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических учреждениях.

Для лиц, имеющих среднее медицинское образование и стаж практической работы по специальности, организовать обучение в медицинских вузах без отрыва от работы.

Статья 35. При подготовке специалистов с высшим и средним образованием в области музыки, живописи, театрального и других видов искусства большее распространение должна получить система обучения без отрыва от производства с тем, чтобы обеспечить возможности для получения этого образования широкими кругами трудящихся и выявления талантов из народа.

Статья 36. Считать необходимым усилить идейно-политическое воспитание студентов, улучшить преподавание марксистско-ленинской теории, воспитывать молодежь в духе высоких принципов коммунистической морали, любви к труду, непримиримости к буржуазной идеологии. При подготовке специалистов с высшим образованием серьезное внимание должно быть обращено на формирование у студентов научного метода познания, творческого подхода к овладению науками, ответственного отношения к учению, самостоятельности в работе. Лица, окончившие советскую высшую школу, должны являться образцом выполнения государственного и общественного долга.

Статья 37. Считать целесообразным шире привлекать к преподавательской работе в высших учебных заведениях наиболее квалифицированных инженерно-технических работников предприятий, строек, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, агрономов, врачей и других практических работников, способных вести преподавание с использованием передовых методов производства и современных достижений науки и техники.

Статья 38. Исходя из того, что научная работа должна являться неотъемлемой частью деятельности каждого высшего учебного заведения, признать необходимым повысить роль высших учебных заведений в проведении научных исследований, имеющих высокий теоретический уровень и важное значение для развития народного хозяйства, науки и культуры.

Считать целесообразным организацию при вузах научно-исследовательских институтов, лабораторий и объединение с вузами некоторых научно-исследовательских учреждений.

Советам народного хозяйства, министерствам, ведомствам и органам управления сельским хозяйством оказывать помощь высшим учебным заведениям в реализации результатов научных исследований и постановке производственных опытов.

Статья 39. Советам народного хозяйства, предприятиям, учреждениям и организациям предоставлять высшим и средним специальным учебным заведениям оплачиваемые штатные рабочие места и технические должности для замещения их студентами, обеспечивать производственное обучение студентов, необходимые для них жилищные условия и спецодежду.

Статья 41.

а) упорядочение сети высших учебных заведений в стране, имея в виду увеличение числа вузов в новых промышленных районах, приближение вузов к производству и объединение однопрофильных вузов;

б) расширение и укрепление материально-технической базы высших учебных заведений, оснащение лабораторий университетов и технических вузов электронными машинами, ускорителями и другим новейшим оборудованием;

в) организацию заводов-втузов, а также промышленных предприятий и цехов при вузах, выпускающих продукцию силами студентов;

г) создание специализированных издательств и полиграфической базы для полного обеспечения потребностей в учебной литературе студентов высших и средних специальных учебных заведений, особенно обучающихся без отрыва от производства;

д) предоставление дополнительных льгот для студентов старших курсов вузов и техникумов, обучающихся без отрыва от производства;

е) укрепление материально-технической базы вечернего и заочного высшего и среднего специального образования, обеспечивающее широкое использование кино, радио, телевидения и других современных научно-технических средств.

Статья 42. Перестройку высшего и среднего специального образования осуществить в течение трех — пяти лет, начиная с 1959/60 учебного года, с учетом национальных и местных особенностей и таким образом, чтобы количество выпускаемых ежегодно специалистов для народного хозяйства, науки и культуры неуклонно повышалось в соответствии с растущими потребностями в них.

Приложение 6.

Правила работы в группе:

  1. Выслушать друг друга, не прерывая.
  2. Говорить по одному.
  3. Не отклоняться от темы.
  4. Мысли всех являются важными.
  5. Каждый имеет право не участвовать в дискуссии.
  6. Не заставлять умолкать думающих по-другому.
  7. Все вопросы являются ценными
  8. Избегать указаний, давления, навешивания ярлыков.

Задание 1 группы.

  1. Устное сообщение «Школьное образование»
  2. Соотнесите изменения в школьном образовании с годами их проведения.

а) 1950 –е г.г.

б)1970-е г.г.

  1. Что отрицательно влияло на развитие школьного образования в БССР?

Задание 2 группы.

  1. Устное сообщение «Профессионально-техническое образование»
  2. Были ли учащиеся заинтересованы в результатах обучения в ПТУ? Свой ответ обоснуйте.
  3. Как вы понимаете «введение частичной самоокупаемости» в ПТУ?
  4. Какую роль в становлении индустриального общества сыграло создание ПТУ?

Задание 3 группы.

Проанализируйте данные диаграммы. С чем связан рост студентов в средне-специальных учебных заведениях?

2. Какие формы обучения были введены?

3. Почему в этот период времени встал вопрос о подготовке специалистов со средне-специальным образованием?

Задание для 4 группы.

  1. Заполнить пропуски в таблице, используя картосхему на стр. 52,68 учебного пособия.
Год образования Город ВУЗ
1958 Гродно
1961 Машиностроительный

институт

1964 Минск
1965 Витебск
1966 Брест Инженерно-строительный институт
1975 Минск
  1. Докажите, что уровень образования населения БССР был достаточно высоким. При ответе используйте картосхемы на стр.52, 68 учебного пособия.