• пн-пт 8:00–20:00
  • сб 8:00–19:00

Исакова Е.К. Урок изучения нового материала «Литература и искусство в первой половине XIX в.»

Дата публикации: 14 августа 2017

Цели урока:

  • обучающая: содействовать эффективному усвоению учащимися знаний о развитии литературы и искусства на белорусских землях в первой половине XIX в. В сравнении с предыдущими историческими периодами;
  • развивающая: создать условия для дальнейшего развития умений характеризовать и сравнивать культурно-исторические явления и деятельность исторических личностей, обобщать исторические факты и формулировать на их основе выводы;
  • воспитательная: способствовать воспитанию эстетической культуры учащихся, чувства уважения к культурно-историческому прошлому своей страны.

Тип урока — комбинированный

Примерный ход урока

На этапе проверки домашнего задания учащимся можно предложить следующие вопросы и задания:

Дайте определения понятиям:

*  Просвещение, Эдукационная комиссия, физиократы, главная школа ВКЛ, «Товарищество друзей наук».

*  Выделите особенности Просвещения на белорусских землях.

*  Кого называли первым шляхетским революционером? Попробуйте объяснить, почему.

*Чем была вызвана реформа школ ордена пиаров? Каковы были ее основные направления? Составьте и объясните схему «Система образования на белорусских землях в период деятельности Эдукационной комиссии».

*  Сравните систему обучения и воспитания в пиарских школах и в учебных заведениях, открытых Эдукационной комиссией.

*  Охарактеризуйте научную деятельность Ж.Э. Жилибера, Г. Конисского, К. Нарбута, С. Маймана, М. Карповича, К. Вырвича, М. Догеля, А. Нарушевича, М. Почобут-Одляницкого.

*Подумайте, чем был вызван интерес ученых к исторической науке.

*Сделайте вывод об уровне развития образования и науки на белорусских землях во второй половине XVIII в.

При изучении нового материала можно организовать сравнение основных достижений белорусской культуры середины XVI — конца XVIII в. Изучая литературную жизнь, сравнение можно провести следующим образом:

Параметры сравнения Середина XVI — первая половина XVII в.

Вторая половина XVII — первая половина XVIII в.

Вторая половина XVIII в.

Господствующий литературный стиль

Преобладающий язык литературных произведений

Виды литературных произведений

Деятели литературы, их основные произведения

Желательно обратить внимание учащихся на то, что в конце XVIII в. было положено начало периодической печати на белорусских землях. При изучении архитектуры и изобразительного искусства сравнение можно организовать аналогичным образом:

Параметры сравнения Середина XVI — первая половина XVII в.

Вторая половина XVII — первая половина XVIII в. Вторая половина XVIII в.

Господствующий стиль в архитектуре и живописи Архитектурные памятники, их авторы

Жанры изобрази тельного искусства Произведения живописи, их авторы

Вывод:

Изучение музыки и крепостного театра автор предлагает также построить на основе сравнения с ранее изученным материалом

Параметры сравнения: Вторая половина XVII — первая половина XVIII в.

Вторая половина XVIII в. Жанры музыкального искусства Виды музыкальных коллективов Известные композиторы, музыкальные произведения

Виды театральных представлений. Наиболее известные крепостные театры

Знаменитые театральные произведения, их авторы

По итогам изучения материала учащиеся должны прийти к выводу, что культура белорусских земель во второй половине XVIII в. опиралась на достижения предыдущих эпох, достигла значительных успехов и развивалась в русле идей Просвещения. Формулировка и доказательство данного вывода может служить в качестве первичного закрепления изученного материала. При подведении итогов урока для осмысления учащимися собственной деятельности на этапе рефлексии учитель может организовать обсуждение того, что учащиеся узнали на уроке и как они работа ли. Каждый из них оценивает свой вклад в достижение поставленных целей урока, свою активность, эффективность собственной работы и работы класса, выбирая начало предложения из предложенного списка на доске: было интересно…, я смог…, меня удивило…, было сложно…, меня обрадовало…, меня огорчило… и т. п.

Домашнее задание: подготовить устный ответ на вопрос 8 на с. 162. Для учащихся, интересующихся историей, учитель может предложить опережающее задание — подготовить краткие сообщения о крестьянском быте, одежде, жилье, повседневной жизни, народных обрядах (Купалье, Коляды и др.).