• пн-пт 8:00–20:00
  • сб 8:00–19:00

Кашкова Оксана Николаевна. Урок русской литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Парус»

Дата публикации: 14 декабря 2015

Цели урока:

  • продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям;
  • вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;
  • закрепить умение комплексно анализировать стихотворный текст;
  • способствовать развитию творческого воображения;
  • развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;
  • воспитание интереса к классическому наследию русской литературы.

Тип урока:       урок-исследование.

Оборудование: презентация; музыкальное оформление: романс А.Варламова на слова М.Лермонтова «Парус»; раздаточный материал для учащихся.

Эпиграф:                                        Стихи живые сами говорят…

                                                         И не о чём-то говорят, а что-то.

                                                                                      С.Маршак

Ход урока:

1.Слово учителя.

(Слайд 1)                                       

Учитель В ту осеннюю ночь в мире творилось что-то странное: над московским домом у Красных ворот позабыли зажечь звезду, и волхвы не искали сюда дорогу. Зато почти всю ночь в самом доме горел свет и суетились люди. В этом доме снимал комнату отставной капитан Юрий Петрович Лермонтов. Поздней ночью ему сообщили, что он стал отцом: жена родила сына. (Слайд 2)                                       

Москва, Москва, люблю тебя как сын,

Как русский, сильно, пламенно и нежно…

Действительно, пройдут годы, и обратится с такими проникновенными словами к родному городу великий русский поэт М.Ю.Лермонтов. Именно о его творчестве мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

Прошло много лет со дня рождения поэта, а наша любовь к нему не  ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы вспомним  страницы биографии поэта, совершим путешествие по лермонтовским местам и попробуем разгадать тайну удивительного стихотворения «Парус». (Слайд 3)                                       

  1. Сообщение темы и целей урока. (Слайд 4)                                       
  2. Запись темы и эпиграфа урока. (Слайд 5)                                       

                            Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. В конце урока мы поделимся своими впечатлениями и попробуем ответить на вопрос: «В чём секрет впечатляющей силы стихотворения «Парус»?

Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё  задуманное удалось; чтобы вы вынесли с урока знания, хорошее настроение.

Сегодняшний урок готовила не только я, но и ваши одноклассники. Их сообщения  приоткроют нам дверь в удивительный мир жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.

  1. Страницы жизни М.Ю.Лермонтова

-Давайте послушаем сообщения ребят о жизни  поэта.

1 ученик (Слайд 6) Шёл 1814 год. В семье Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовых появился малыш.

В ту тревожную ночь в доме находилась женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твёрдую решимость. Именно эта статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь, поставит будущего поэта на ноги, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева.

2 ученик(Слайд 7) Когда маленькому Лермонтову не было и трёх лет, мать умирает, но день похорон мальчик запомнил на всю жизнь.

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею чёрный поп

Читал большую книгу, что кадили

И прочее…и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчанье…

3 ученик (Слайд 8) Воспитание Лермонтова ложится на плечи бабушки. Детство маленького Мишеля прошло в имении бабушки в Тарханах, которое находится в 100 километрах от Пензы.

Лермонтов получает прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке, фортепиано, хорошо рисовал акварелью.

  Богатая бабушка делает любимого внука наследником всего своего состояния, но с условием, что бедный отец не будет принимать участие в воспитании сына. Ссора двух самых близких людей тяжким грузом легла на чуткую душу ребёнка.

4 ученик (Слайд 9)   Лермонтов часто болел, и бабушка возила внука на Кавказ.  Картины величавой природы сильно действовали на восприимчивую душу, рожденную для поэзии, и она распускалась скоро, как роза при ударе лучей утреннего солнца.                 

Синие горы Кавказа, приветствую вас. Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, и я с той поры всё мечтаю о вас да о небе…

5 ученик(Слайд 10) В 1827 году Лермонтов успешно сдаёт экзамены в Московский благородный пансион.

         Переезд в древнюю столицу принёс поэту много новых впечатлений. Первая любовь, первые столкновения с миром зла и несправедливости, первые стихи.

В 1830 году Лермонтов поступает в Московский университет. Учится в нём только 2 года, т.к. за свободолюбивые мысли и взгляды, за нежелание смиряться с несправедливостью Лермонтова отчислили из университета. Он уезжает в Петербург.

Учитель Неизвестно, что ждёт его впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет. (Слайд 11)

Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину. (Слайд 12)                                       

  1. Подготовка к восприятию стихотворения

-Как вы думаете, что увидел Лермонтов?    Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.

-Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря)

— Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.

Какое море в тихую погоду, в бурю? Посмотрите репродукции картин Айвазовского. (Слайд 13)                                       

— Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты.

Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус.

Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».  Оно и является предметом нашего исследования.

  1. Работа с текстом стихотворения «Парус»

— Нам хочется разгадать секрет его впечатляющей силы. Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта.

Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером.

Словарная работа     (Слайд 14)

Давайте как на уроке русского языка напишем слово «стихотворение».

 —  Какие ассоциации оно вызывает?

   — Какие корни можно выделить в этом слове?

Родственными  являются такие слова: стихи, творчество, творить, творение стихов. Вслушайтесь, как красиво звучит – это настоящее искусство. А Лермонтов  им владел в совершенстве.

— В стихотворении «Парус» есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем всё же хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем.  Откроем учебник, прочитаем стихотворение «Парус».

Анализ текста.

Какими словами поэт рисует море? (Голубое, лазурь, луч солнца).

А какого цвета парус? (Белый).

Белый, лазурный, голубой, золотой.

Какие это цвета? Какие чувства они рождают? (эти цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые, рождают чувство радости)

Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение? ( парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления)

А вот определение паруса как ОДИНОКОГО Лермонтов нашел не сразу. Вначале в стихотворении у него было определение ОТДАЛЕННЫЙ, но потом он это определение заменил на «одинокий». Да, это так. Читая стихи декабриста Бестужева, Лермонтов встретил у него определение паруса как одинокого.

Может быть, вы знаете или догадываетесь, почему?

(Добавляю: отдаленный — только о парусе, а одинокий — не только о парусе, но и о человеке, о человеческой жизни.)

— Сколько строф в стихотворении?

-Прочитайте их, обратите внимание на знаки препинания. Что вы заметили? (Внутри каждой строфы есть многоточие).

— О чём говорит этот знак препинания?

— Пейзаж не может слиться со строками, рисующими состояние героя. Между ними пауза – многоточие. Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять глубокий смысл стихотворения.

— Прочитаем первые 2 строчки в каждой строфе. Что рисуют нам они?  (Картины природы, безбрежность неба, сияние солнца, и среди воды, ветра, воздуха – парус._

— Прочитаем последние 2 строчки четверостиший. Чей голос мы слышим? (Самого автора, его размышления.)

— Сколько раз в стихотворении употребляется слово парус? (Один).

— Чем потом заменяется оно? (Местоимением)

— Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому?

Работа с таблицей    (Слайд 15)       

 

Поговорим подробнее о каждой строфе, вдумаемся в каждое слово и подготовимся к выразительному чтению. Поможет нам таблица.

1строфа.      

-Что видим?(море, небо, паруса, затишье)

Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться: сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова! Но в том-то и чудо поэзии, и слова здесь не такие  уж простые. Если бы сказать об этом прозой, то фраза была бы построена иначе: «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Но вся поэтичность и очарование слов исчезают. В стихотворении же эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк. Для чего? Это делает их особенно заметными, выделенными, придаёт им дополнительную силу.

Необычный порядок слов в предложении называется инверсией.

Вывод: инверсия – одно из выразительных средств стихотворной речи. Она помогает передать настроение.

Как читаем 1 строфу? (спокойно, повествовательно)

А теперь проследим роль глаголов – той части речи, главное значение которой и есть выражение динамики, изменчивости.

Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.

А где находится по отношению к нам парус: далеко или близко? Докажите.

Парус ищет, кинул. Что – не знаем. Два риторических вопроса без ответа. Парус пронизан стремлением к непокою, движению.

А есть ли глаголы, относящиеся к морю? (нет) Движения в картинах природы нет. Везде царствует покой.

2 строфа.    

Что видим? ( парус, шторм, волны, ветер, мачта)

Как читаем? (взволнованно, неспокойно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).

Лермонтов часто использует прием олицетворения, чтобы подчеркнуть тесную связь всего в этом мире с его состоянием души: «играют волны», «ветер свищет», парус «ищет», «бежит», «просит».

А парус? ( и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)

А где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты)

Именно в час бури герой « счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой с внешней стихией.

3 строфа.

Что видим? (ослепляющий  своей красотой морской пейзаж)

Как читаем? (светло, торжественно)

А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника) Какое чудо! Лермонтов подхватил нас, слил читателя с парусом. Словно хочет сказать: «Будь таким, как парус!»

Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что бы вы нарисовали, какими красками? А прежде нас, одновременно с созданием стихотворения, это сделал М.Ю.Лермонтов. Вглядитесь в его картину.

(Слайд 16)

В природе воцарился покой. А парус? («А он, мятежный, просит бури») Парус назван «мятежным». Каково значение этого слова?

Работа со словарём. «Мятежный» — тревожный, неспокойный, бурный.

                            Например, мятежная душа.

Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение, ведь финал стихотворения – это последний аккорд, который несёт основную смысловую нагрузку. (Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в покое.) Это слово встречалось в теме урока. Почему жизнь поэта можно назвать мятежной?

На какого человека похож парус? (Лермонтов воспевает сильного, борющегося человека, гордится им.) В союзе «а» заключено противопоставление спокойного пейзажа и бури, шторма. Герой отвергает покой, отсутствие движения, пусть даже под чистым безоблачным небом. (Слайд 17)

— Давайте проверим наши таблицы. (Слайд 18)

А теперь попробуем прочитать стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали. Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, выразительности, глубины.

  1. Выразительное чтение стихотворения «Парус»

Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами. Читая стихотворение «Парус», будто слушаешь музыкальные аккорды.

  1. Романс А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова «Парус»

Ученик Многие русские композиторы обращались к этому стихотворению. Но второе рождение ему дал русский композитор Александр Варламов. Романс «Белеет парус одинокий» написан на слова Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения — стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него. Сопровождение романса написано в энергичном ритме болеро — испанского танца.

Учитель Сами по себе стихотворения без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать, но в единстве они сильнее! Послушаем этот романс. Обратите внимание на основное настроение романса, на характер мелодии. Вслушайтесь в звучание аккомпанемента. Ваши впечатления можете записать в тетради. (Слайд 19)

Ваши впечатления?

В романсе сливаются музыка и поэзия. И исполнитель тоже привносит что-то своё. И мы разделяем вместе с поэтом и композитором восхищение дерзновенной отвагой, которой наделён парус. Неуспокоенность, бесконечные поиски идеала прекрасны, они возвышают душу.

  1. Заключительное слово учителя

Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но время не сказалось на тексте, который стал долговечнее камня.

Каждое поколение читателей пытается разгадать тайну этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет! Это одно из тех стихотворений, которые пробуждают «души прекрасные порывы». Оно просветляет душу, даёт место такому сильному переживанию, которое не забывается с годами.

— Давайте послушаем стихотворение Б.Окуджавы «Белый парус».

 Срывался голос мой высокий,

Когда я в раннем детстве пел:

«Белеет парус одинокий…»

И он белел, белел, белел.

Те дни прошли, и мир широкий

Раскинулся передо мной.

Белеет парус одинокий

Всё той же чистою звездой.

Белый парус – тонкое крыло,

Только б это было, только б не прошло.

Белый парус детства моего,

Ты белей, мой парус,

Больше ничего.

Пусть жизнь моя, как путь жестокий,

Мне в кровь подошвы разобьёт.

Белеет парус одинокий

И за собой меня зовёт.

И если вдруг удел высокий

Дарован будет мне судьбой,

Белеет парус одинокий

Крылом надежды надо мной.

Белый парус – тонкое крыло,

Только б это было, только б не прошло.

Белый парус детства моего,

Ты белей, мой парус,

Больше ничего.

8.Рефлексия.

Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока.

Какие открытия вы сделали? Какие тайны попытались разгадать на сегодняшнем уроке?

Кто из вас может сказать, что гораздо лучше узнал поэта?

Как в нашем посёлке Сосновка увековечена память о Лермонтове? Что названо его именем? (улица)

  1. Домашнее задание.(Слайд 20)

Выучить стихотворение наизусть.

  1. Выставление отметок за урок.
  2. Заключение.(Слайд 21)

Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю.Лермонтова вас ждёт впереди! Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и нужно всегда. Потому что М.Ю.Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг, М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками.