Кондратьева К.В. Проектная деятельность как фактор формирования информационной культуры и медиаграмотности учащихся
Дата публикации: 20 января 2022
Медиаобразование — это дверь в мир технологий, без которых немыслима современная цивилизация. И пусть за этой дверью наши дети смогут разглядеть все нужное и хорошее, что там есть.
В современном мире сложилась интересная ситуация: все вокруг говорят о том, что учить поколение Z могут только продвинутые учителя, что подростки шагнули далеко вперед в изучении технологий, и учителям их трудно научить чему-то новому. В исследованиях даже появились термины, отражающие суть этого явления: цифровые аборигены (те, кто чувствует себя в цифровом мире как рыба в воде) и цифровые иммигранты (те, кто осваивается в новом мире и «как все иммигранты, говорит немного с акцентом»). Однако парадоксальность ситуации заключается в том, что с переходом на дистанционное обучение именно учителя оказались проводниками школьников в мир технологий для обучения. Говоря образно, почему-то именно мы, «туристы» цифрового мира, были вынуждены учить «туземцев» добывать кокосы с пальмы на их собственном острове. Выяснилось, что можно родиться «с кнопкой на пальце», но так и не научиться ею пользоваться. У современных школьников не хватает базовых знаний и навыков в области поиска, обработки и представления информации.
С учащимися школ был проведен своеобразный эксперимент. Им показывали две фотографии и попросила предположить, какой запрос ввели в поисковую систему, чтобы получить такой результат. На первом фото подборка фотографий, на которых изображены люди, преимущественно статные мужчины в горделивой позе, в строгих костюмах, шляпах, с тростью в руке, с карманными часами и другими атрибутами «интеллигенции» прошлого века.
На втором фото изображена подборка фотографий разных людей: женщины, мужчины, дети-вундеркинды, преимущественно все в очках, с гаджетами в руках, их позы демократичны, видно, что они прекрасно себя чувствуют в мире технологий, поэтому все улыбаются и увлеченно что-то изучают.
Задание усложняется, когда учащимся сообщается, что поисковый запрос отличается лишь одним словом. После множества перечисленных вариантов они подходят к решению. Запросы к этим подборкам фотографий выглядели так: «Грамотный человек XX века» и «Грамотный человек XXI века».
Очевидно, что даже на уровне визуализации этого образа произошла трансформация. Понятие «грамотность» в XXI веке перестало восприниматься только как начитанность или образованность. И действительно, трудно осознать, что понятие «грамотного человека» практически не менялось несколько веков буквально с самого появления письменности и до XX века, а затем за несколько десятков лет оно кардинально изменилось.
Теперь человека можно назвать грамотным, когда он не только владеет красивой речью и письмом, но и обладает жизненно важными навыками для работы в медиасфере.
Понятие медийно-информационной грамотности (МИГ) только входит в школу. Учителя лишь нащупывают те формы работы и приемы, которые позволят сформировать в их учениках компьютерную грамотность, навыки работы с информацией, медиобразованность, привить им цифровой этикет, продиктованный новым временем, и многое другое.
Существует несколько вариантов того, как можно развивать МИГ у школьников. Один из них – проектная деятельность.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Проектная деятельность учащихся — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе.
Основная цель проектов — способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.
Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.
Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.
Проект — это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект — это «бросок мыслью в будущее». Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности — «конечный продукт в уме», то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus — брошенный вперед, замысел, план.
Учебный предмет “Информатика” позволяет сделать проектную деятельность основной формой обучения. В результате выполнения проекта у ребят автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам), как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу.
Виды проектов.
- По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.
- В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:
Исследовательские – такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов разработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Творческие – такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
Ролевые, игровые – в таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Они часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.
Практико-ориентированные (прикладные) – эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта.
III. По продолжительности выполнения проекты могут быть:
краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках),
средней продолжительности (от недели до месяца),
долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
- По характеру управления принято различать проекты:
непосредственные проекты – в них учащиеся имеют возможность общения с учителем “здесь и сейчас”;
сетевые (телекоммуникационные) – участники связываются с организаторами проектной деятельности посредством сети Интернет.
- По характеру контактов проекты бывают
Групповые – над проектом работают ученики одного класса или параллели; проект могут выполнять учащиеся различных возрастов, что используется во внеклассной работе.
Общешкольные – когда одним проектом заняты очень многие ученики одного учебного заведения.
Региональные – например, многие школы одного региона участвуют в проекте по экологическому мониторингу окружающей среды (здесь для обмена информацией широко используется электронная почта).
Международные – их осуществление возможно только с помощью сети Интернет.
- По предметно-содержательной области проекты дифференцируются на:
Монопроекты – как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.
Межпредметные – такие проекты, как правило, выполняются во неурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
В 6 классе учащимся можно предложить выполнить творческий проект «Мой профессиональный выбор».
Тема проекта: «Мой профессиональный выбор».
Класс: 6
Вид: творческий междисциплинарный, индивидуальный, средней продолжительности, внутриклассный.
Цель проекта: создать презентацию по результатам исследования профессионального самоопределения учащегося.
Планируемый результат: презентация, содержащая информацию о ходе профессионального определения учащегося и выработке плана подготовки к освоению выбранной профессии.
Проект «Новости компьютерного мира» (6 класс).
Тип проекта: информационный, общий.
Планируемый результат: создание учеником компьютерной презентации с подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы.
Цели: формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора. Кроме этого идёт параллельная подготовка к изучению темы «Компьютер».
Предметно-содержательная область: информатика.
В предлагаемом проекте необходимо используя материалы периодической печати или сети Интернет оформить компьютерную презентацию, в которой проанализировать новости компьютерного мира, новинки оборудования, программ и устройств. Материал и снабдить собственными комментариями об использовании той или иной новинки.
С целью актуализации знаний по теме «Табличные редакторы», учащиеся могут создать кроссворд в табличном редакторе MS Excel. В предлагаемом проекте кроссворд служит также для проверки умений работать в табличном редакторе MS Excel, для обобщения и закрепления пройденного материала.
Тема проекта: «Создание кроссвордов в табличном редакторе MS Excel»
Класс: 8,9
Вид: творческий, междисциплинарный, индивидуальный, краткосрочный, внутриклассный.
Цель проекта: проверка знаний основных терминов электронных таблиц, закрепление навыков форматирования ячеек в MS Excel.
Планируемый результат: составление учащимися кроссвордов, их оформление и печать.
Ход проекта:
- определение темы вопросов для кроссворда;
- составление кроссвордов на бумаге;
- оформление кроссвордов в табличном процессоре MS Excel;
- печать готовых кроссвордов;
- представление результатов.
На уроках знакомства с редактором Macromedia Flash в 8 классе, учащимися выполняется проект «Анимационный мультфильм». Данный проект позволит обучающимся не только освоить графический редактор Macromedia Flash, но и даст возможность окунуться в удивительный мир мультипликации. Учащиеся попробуют себя в роли сценаристов, режиссёров, аниматоров, мультипликаторов.
Тема проекта: «Анимационный мультфильм»
Класс: 8
Вид: творческий, междисциплинарный, групповой, долгосрочный, внутриклассный.
Цель проекта: разработка анимационного мультфильма на темы современных проблем человечества.
Планируемый результат: анимационный мультфильм.
Ход проекта:
поиск информации по происхождению мультипликации;
изучение методов и форм работы в программе MS Flash;
разработка идеи мультфильма;
составление режиссерского сценария;
определение количества героев, их характера и действий;
разработка образов персонажей;
подбор и/или запись звуковых файлов;
разделение фильма на эпизоды;
создание кадров фильма согласно сценарию;
сборка фильма;
представление результатов.
Завершая изучение темы «Алгоритмы и исполнители» учащиеся могут создать компьютерный тест на языке программирования Pascal. Тест формируется учащимся из вопросов по любому учебному предмету. При разработке теста используются алгоритмические конструкции «ветвление» и «цикл», позволяющие организовать подсчет количества правильных ответов, выставление отметки за тест в зависимости от количества правильных ответов, а также «реакцию» на ввод пользователем некорректного ответа.
Тема проекта: «Компьютерный тест»
Класс: 9,11
Вид: практико-ориентированный, междисциплинарный, индивидуальный, средней продолжительности, внутриклассный.
Цель проекта: создание учащимися компьютерного теста в виде программы на языке программирования Pascal.
Планируемый результат: программа, с помощью которой можно пройти тест, по любому изучаемому в школе предмету.
Ход проекта:
- определение школьного предмета, по которому предполагается построение теста;
- разработка критериев оценивания, в зависимости от количества и сложности вопросов;
- составление программы с тестом на языке программирования Pascal;
- диагностика программы;
- исправление недостатков;
- презентация программы.
Проект «Социологический опрос» (10 класс).
Тип проекта: исследовательский.
Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.
Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.
Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.
При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социалогический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.
Темы исследований могут быть различными, это и отношения – учитель-ученик, твоё свободное время, наркотики и молодёжь, роль социальных сетей в твоей жизни и так далее.
Защита проектов проводится на уроке, обязательно с конкретными выводами и рекомендациями. Для представления результатов обязательна демонстрация подготовленной презентации.
В рамках выполнения индивидуального проекта по информатике, учащимися может быть создан собственный web-сайт. Выполняя данный проект, учащиеся получат возможность познакомиться со способами создания сайтов, определить наиболее подходящий для них способ, и научиться создавать сайты самостоятельно.
Тема проекта: «Тематический сайт»
Класс: 10
Вид: прикладной, междисциплинарный, индивидуальный, долгосрочный, внутришкольный.
Цель проекта: создание тематического сайта с использованием собственных фото и видео материалов
Планируемый результат: web-сайт.
Ход проекта:
разработка анкеты на выявление самых популярных сайтов среди пользователей;
проведение диагностики;
выяснение, какие сайты являются самыми популярными;
изучение способов создания сайтов;
выбор оптимального способа;
разработка тематики сайта, на основании проведенного исследования;
оформление сайта;
представление полученных результатов.
В рамках работы различных кружков и творческих объединений можно создавать и реализовывать проекты, прямо или косвенно связанные с нужным нам направлением. Необходимо, чтобы развитие МИГ было не самоцелью, а неотъемлемой частью деятельности.
Еще одной организационной формой медиаобразовательной деятельности в школе может стать медиакружок. Организация работы объединения по интересам позволяет педагогам составлять собственные оригинальные, авторские программы. К положительным моментам проведения занятий в объединениях по интересам можно отнести «отсутствие традиционной оценочной системы; строгие правила при выборе кружковых видов занятий практически отсутствуют. Кроме того, работа кружка проводится с учетом пожеланий, интересов участников».
Так, для формирования медиакультуры в нашей школе организована работа объединения по интересам «Мультимедийная журналистика», посещая которые, благодаря современным технологиям, учащиеся могут создавать собственные компьютерные видеоролики, сайты, блоги, виртуальные фотоальбомы, таким образом развивать свой творческий потенциал в области видеокультуры, научатся создавать школьную газету.
Целью создания такого объединения по интересам является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании. Учащиеся учатся работают с программой CorelDraw, Photoshop, Microsoft Publisher с помощью которых в дальнейшем будет верстатся школьная газета, создаётся ее дизайн. Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области медиатехнологий. Усилена работа медиаобразования через воспитательную работу — создание плакатов, презентаций, видеороликов, открыток, фотоколлажей для успешного участия учащихся в различных творческих конкурсах.
Думаю, в каждой школе школьниками было создано и реализовано множество разноплановых проектов, которые так или иначе были связаны с развитием МИГ. Учащиеся создавали информационные буклеты, снимали социальные ролики, участвуя в различных творческих конкурсах.
В моей практике школьники создавали гиды по городам РБ, буктрейлеры, электронные энциклопедии по различным темам, социальные ролики и художественные фильмы, брошюры и инфографики, рекламные ролики и подкасты. Работа над любым из этих продуктов позволяет формировать и развивать не только азы МИГ, но и необходимые современным людям навыки 4К (критическое мышление, креативность, коллаборация и коммуникация).
Таким образом, проекты по информатике позволяют связать знания, полученные по различным школьным предметам, повысить заинтересованность ученика в решении поставленной проблемы и стимулировать на получение новых знаний, навыков и умений, с помощью которых можно представить результат в эстетичном, удобном для просмотра и логически выстроенном виде.
Однако не стоит думать, что МИГ можно развивать только через проекты, связанные с медиасферой. Как учитель-предметник я заметила, что МИГ можно формировать и в том случае, когда образовательная задача стоит другая. Ведь если посмотреть на проект в широком смысле слова, то вся проектная деятельность сводится к способам получения, обработки и представления информации. Создание медиапродукта является логичным завершением большинства школьных проектов.
Подводя итоги, хочу еще раз подчеркнуть, что учителя не только могут, но и должны развивать МИГ как у себя, так и у своих учеников, интегрируя задачи медиаобразования в образовательную и воспитательную деятельность. Тогда наши «цифровые аборигены», наконец, обретут почву под ногами и научатся ориентироваться в бурном медиаморе.