Корнева Инесса Владимировна. Урок русского языка по теме «Правописание приставок на з-с»
Дата публикации: 14 января 2015
Цель: Формировать понятие о правописании приставок на з-с, основанном на
фонетическом принципе.
Формировать умение отличать и разграничивать приставки, оттенки их значений, различать глухие и звонки согласные звуки.
Продолжать развивать орфографическую зоркость.
Прививать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: мультимедиа, презентация, учебник.
Ход урока.
- Организационный момент.
Дорогие ребята, у нас сегодня необычный урок и мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на него. Перед вами лежат кружочки: красный, синий, зеленый.
Красный – на душе радостно, зеленый – грусть, синий – потеря интереса к происходящему. Поднимите ваши кружочки, и мы посмотрим, какое у вас преобладает настроение.
Подсчитаем, какое у вас количество кружочков, а в конце урока сравним: изменилось ли у вас настроение или нет.
Ребята, вы любите увлекательные путешествия? Помните, как мы с вами ходили в музей? Весело, увлекательно было?
Я вас сегодня тоже приглашаю в музей. Но в музей необычный, музей русского языка. Музей необычный. В нем представлены разные залы.
Проверим домашнее задание. Упр.94
Итак, смотрим на слова.
Все приставки вам знакомы, но сюда попали слова, которые чем-то отмечают и приставки может там какие-то другие?
Записать.
Вывели вывод.
Расширить Расстроить Разбить
Разбить Разрушить
О правописании каких приставок сегодня пойдет речь?
— о правописании приставок на з-с.
— мы узнаем, отчего зависит правописание приставок на з-с.
— мы будем учить и различать условия, при которых пишется З или С в этих приставках.
— будем учиться употреблять эти слова с приставками в текстах художественного стиля, узнаем некоторые сведения из истории правописания приставок.
Выполняем упр 95.
— наблюдаем, делаем вывод.
— читаем правило в учебнике.
— рассказать друг другу в парах.
— переводим его на язык лингвистики.
— какие звуки звонки? Какие глухие? Повторяем…
Следует обратить внимание, что в старых книгах можно найти такие написания: безполезный, безсердечый, «Разсказы Чехова».
После реформы русской орфографии, проведенной по предложению Академии наук России, с 1918 года приставки, оканчивающиеся на з, стали писать по фонетическому принципу.
Сообщение, уведомление о чем-нибудь… (извещение)
Тревожное состояние, волнение… (беспокойство)
Ростки хлебных злаков показавшихся из-под земли… (всходы)
Тихая погода, полное отсутствие ветра… (безветрие)
Книга, в которой собраны какие-нибудь произведения, материалы, документы… (сборник)
Момент разлуки… (расставание)
Избавление от недугов, ран… (исцеление)
Половодье… (разлив)
Очень мелкий, моросящий дождь… (изморось)
Отсутствие, нарушение порядка… (беспорядок)
Творческий диктант.
Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с). Распределить в два столбика: без-, бес-
- Ребенок без забот (беззаботный)
- Небо без звезд (беззвездное)
- Жидкость без цвета (бесцветная)
- Дорога без конца (бесконечная)
- Плач без звука (беззвучный)
- Движение без шума (бесшумное)
- Шоколад без вкуса (безвкусный)
- Вход без платы (бесплатный)
- Ребенок без помощи (беспомощный)
- Океан без предела (беспредельный)
- Облако без формы (бесформенное)
- Пустыня без воды (безводная)
Оцените свою деятельность:
УВЕРЕН Сомневаюсь
Трудно.
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, из-, через-, раз-, и без-
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой с
Глухие звуки – это непоседы!
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Не забудьте, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, через-, без-
Перед согласными глухими
Быстро сменят з на с
Обрти внимание
На «здесь, здоровье, здание».
«З» нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить.
— Что же вы поняли из этого стихотворения?
— Переведите его на язык науки.
Возвращаемся к «пропускам», оставленным в словах на 2-м этапе урока, объясняем правописание приставок.
Промежуточная рефлексия:
— Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определенный багаж теоретических знаний.
— Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?
(Умение выделить приставки, т.е. знание морфемики; знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знания).
— Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось?
— Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?
Замените существительное с предлогом однокоренными прилагательными с приставками на з (с). Распределите слова в два столбика: без-, бес.
Ребенок без забот (беззаботный)
Небо без звезд (беззвездное)
Вход без платы
Пустыня без воды
Дорога без конца
Ребенок без помощи
Жидкость без цвета
Плач без звука
Движение без шума
Шоколад без вкуса
Приставки придают русской речи много богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.
К.И. Чуковский.
Итог урока.
И вот мы, наконец, попали в один из самых загадочных и необыкновенных залов музея. Зал, где хранится «Чудо-рюкзак знаний». Только любознательные, пытливые, умные ребята могут попасть в этот зал. Вы – один из них!
Пополняйте его знаниями, успешной вам учебы!
Рефлексия.
Ребята, давайте проверим, изменилось ли ваше настроение? (считаем кружочки)
Я благодарю вас за урок. Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена. Уверена, мы с вами совершим еще много таких успешных экскурсий.
Для всех, кто любит свой язык,
Кто с русской речью дружен,
Быть равнодушным не привык,
Кому покой не нужен,
Откроет двери наш музей,
Мы с нетерпеньем ждем гостей!