• пн-пт 8:00–20:00
  • сб 8:00–19:00

Математика. Романькова Н.С.. Урок по теме «Расстояние между двумя точками координатной прямой»

Дата публикации: 14 октября 2022

Тема: Расстояние между двумя точками координатной прямой

Цели урока:

          Образовательные: отрабатывать навык вычисления алгебраической суммы двух чисел; с помощь проблемного задания учебника получить формулу для вычисления расстояние между точками на координатной прямой.

Развивающая: развитие навыков вычислительных действий и логического мышления.

Воспитательная: формирование чувства ответственности и интереса к предмету.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: макет «координатная прямая», линейка, карточки с заданиями, магнитная доска, интерактивная доска, ноутбук, презентация MicrosoftPowerPoint.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Актуализация знаний
  4. Постановка учебной  задачи
  5. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
  6. Физкультминутка
  7. Решение задач
  8. Подведение итогов урока
  9. Рефлексия
  10. Сообщение домашнего задания и инструктаж

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учеников и кабинета к уроку, проверка отсутствующих, установление личностного контакта между учителем и ученикамичерез формирование целей урока.

Информирование учащихся о том, чем знаменателен этот день для Республики Беларусь (День милиции).

  1. Проверка домашнего задания

Выяснение трудностей, с которыми столкнулись учащиеся при выполнении домашнего задания и устранение их.

  1. Актуализация опорных знаний

Повторение правил и определений.

Устное задание: работа с координатной прямой:

  • Расположите эти числа на координатнойпрямой: 3; -7; 6; -2. Дадим названия точкам с такими координатами: А(3), В(-7), С(6), D(-2).
  • На сколько единиц удалена точка А от начала отсчёта?
  • Назовите координату точки, которая расположена правее всех точек. На сколько она удалена от начала отсчёта?
  • Назовите координату точки, которая удалена на 7 единиц от начала отсчёта.
  1. Постановка учебной задачи

— На каком расстоянии друг от друга находятся точки А и D. Как найти? (посчитать отрезки)

— Что надо найти? Удобно ли изображать на координатной прямой и пересчитывать отрезки? (нет, так как это могут быть большие числа)

— В чем возникло затруднение? (Не можем найти расстояние между точками)

— Сформулируйте учебную задачу (Научиться находить расстояние между точками координатной прямой с помощью вычислений).

— Тема урока: «Расстояние между двумя точками координатной прямой».

  1. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

— Ваши предположения, что надо сделать чтобы ответить на вопрос задания?

— Итак, сделаем вывод: как найти расстояние между точками? Сформулируйте правило? (Из большей координаты вычесть меньшую)

Построим модель нашего высказывания. Условно обозначим точки А(а) и В(в). Как найти расстояние АВ?

Сравним с правилом в учебнике.

— Итак, как найти расстояние между точками координатной прямой с помощью вычислений?

— Может ли в результате вычислений получиться отрицательное число? Почему?

  1. Физкультминутка

В качестве физкультминутки используется устный счёт с элементами игры, что позволит одновременно реализовать две цели.

Учащиеся закрывают глаза (это позволит глазам отдохнуть и не даст учащимся подсматривать). В это время им, как при математическом диктанте, зачитываются примеры на сложение и вычитание рациональных чисел, диапазон ответов на которые [-5; 5]. Устно решив пример, учащиеся показывают свой ответ, подняв соответственное количество пальцев на левой (если число отрицательное) либо на правой руке (если число положительное). Если ответ «0», то учащиеся выставляют ногу на проход, левую или правую в зависимости от варианта, на котором сидят.

  1. Решение задач

Выполняя задания № 8.57 (1, 2); 8.58 (3, 4);8.59 (1, 2, 3, 4, 5), учащимся предлагается прочитать закрытое высказывание о математике известного учёного. Для этого необходимо найти расстояния между точками координатной прямой, назвать ответ, а учитель открывает с помощью щелчка мышки те карточки на слайде 12, которым соответствует полученный результат. Выполнив все задания, ученики читают высказывание Джорджа Пойа: “Хочешь научиться плавать – смело входи в воду, хочешь научиться решать задачи – решай их!”. На слайде 13 портрет Дж. Пойа.

  1. Подведение итогов урока

Подводятся итоги урока, обсуждается, что нового узнали учащиеся, как работали на уроке, оценивается вклад каждого в достижение поставленных целей, выставляются оценки.

  1. Рефлексия

Учащиеся необходимо поднять карточку того цвета, которая, по мнению каждого ученика, соответствует его восприятию урока.

  1. Домашнее задание

П. 8.4 (учить), № 8,58 (1, 2); 8,59 (6, 7, 8)