• пн-пт 8:00–20:00
  • сб 8:00–19:00

Троц  И.Л. ВОСПИТНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Дата публикации: 20 октября 2023

Участие в Международной научно-практической конференции педагогических работников учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования «Начальное образование: эффективные образовательные практики, проблемы, перспективы», 27 октября 2023г.

Троц  И.Л.  (г. Могилев, Республика Беларусь)

 

ВОСПИТНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Одним из приоритетов государственной политики в Республике Беларусь является решение демографических проблем, укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, сохранение и пропаганда семейных ценностей, культуры семейных взаимоотношений.

Мальчик и девочка — это два разных мира. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково.

И. В. Грошев  выделил более 2,5 тысяч половых различий, которые условно можно разделить на четыре группы: когнитивные (интеллектуальные), моральные, мотивационные, поведенческие [1,с.10]. Большинство людей считают, что гендерные различия в поведении вызваны только биологическими различиями между представителями разного пола, но ученые выделяют как биологический, так и психологический пол. Биологический пол человек получает от рождения, а психологический пол, как одна из важнейших характеристик личности, формируется постепенно. На протяжении жизни человек приобретает сведения о том, что социально приемлемо для мужчины и женщины, то есть проходит гендерную социализацию. Огромное влияние на «конструирование» личности оказывают гендерные стереотипы, такие как нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин; о разделении семейных и профессиональных ролей; о сферах деятельности. Так же основой гендерного воспитания  может стать не только преодоление гендерных стереотипов, но и традиционное воспитание, сложившееся под воздействием конкретно-исторических условий, через понимание традиционного для национальной культуры образа мужчины и женщины. Культура, по мнению большинства исследователей, способна смягчить или усилить биологически заложенные различия.

Организуя мероприятия, педагог обязан помнить о различиях  в умственной деятельности девочек и мальчиков. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера. Девочки быстрее схватывают новый материал, легче усваивают алгоритмы и правила, любят задания на повторение, чаще используют ближнее зрение, воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее, лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”, новую информацию анализируют с помощью левого полушария. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Мальчики  труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых. Им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”. Они лучше выполняют задания на сообразительность, не терпят однообразия, лучше выполняют задания при ярком свете, а новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного). Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную плоскость: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки.

Истинные мужественность и женственность воспитываются. Более того, их формирование не побочная, а важнейшая задача воспитания. Ее решение – необходимое условие счастья детей в будущем. В группе продленного дня для формирования адекватного отношения девочек и мальчиков к противоположному полу принято проводить рыцарские турниры, конкурсы «А, ну-ка, девочки!», «Будущие защитники страны!». Но гендерное воспитание не должно сводиться только к  проведению данных мероприятий.

Умелая подборка художественных произведений на данную тему (литературы, живописи, музыки), умение с их помощью решать педагогические задачи – вот в чем задача воспитателя. Организация клубов юного читателя поможет в формировании представлений об особенностях мира мальчиков и девочек, общечеловеческих ценностях (К.Д. Ушинский «Сила на право», сказка «Два брата», В. Осеева «Сыновья», В. Бороздин «Тренировки», Н. Найденова «Мама», С Маршак «Усатый-полосатый», С. Михалков «Важные дела» и др).

Умело проведенные этические беседы, поспособствуют формированию у учащихся восприятия себя как представителя определенного пола, представлений о своих социальных ролях, о гендерных стереотипах и их влиянии на жизнь человека. Вот некоторые темы для обсуждения с детьми  «Что такое семья?», «Кто я и где мои корни?», «Разные поколения в семье», «Взаимопомощь в семье», «Обязанности родителей (продолжение рода, воспитание детей)», «Значение дружбы между мальчиками и девочками», «В чем состоит истинная сила и слабость человека», « Значение духовной и физической силы», «Проявления жестокости – признак внутренней слабости человека» и др.

Поможет учащимся разобраться в жизненных устремлениях девчонок и мальчишек составление и презентация коллажей «Мальчишки+ девчонки». Даст некие представления о вкладе представителей обоего пола в культурно-исторический процесс игра-поиск «Их именами названы…». Проговорить социально-одобряемые качества девочек и мальчиков можно при проведении занятия- игры «Мои любимые сказочные герои». Всегда интересно в группе продленного дня проходит игра «Если был бы я девчонкой» (роли-перевертыши на основе стихотворения Э. Успенского ). Игра помогает разобраться в условности гендерных стереотипов. Развивает представления о равных правах представителей обоего пола, ориентирует учащихся на уважительное отношение к индивидуальным особенностям каждого участника педагогическая игра «Я знаю пять имен  девочек  (мальчиков)».

В школьных лагерях популярна игра «Сказка наоборот», которая способствует формированию у младших школьников ценностного отношения к представителям обоего пола, ориентирует детей на сотрудничество. На занятиях по медиаграмотности  можно поговорить о том, что не всем нужно подражать, что у кумиров тоже есть качества, которые не стоит перенимать. В процессе общения с детьми  мы, педагоги, обязаны  объяснить младшим школьникам, что не стыдно дружить с детьми другого пола; учить мальчиков защищать девочек, не обижать их.

Жизнь детского коллектива должна быть насыщенной и разнообразной: тематические часы, интеллектуальные игры и выставки рисунков, походы и экскурсии, вечера встреч и акции милосердия, спортивные состязания и эстафеты, посещение театров и музеев, выставки собственных работ и творческие вечера, прогулки на природу и чаепития. Да много ещё чего есть увлекательного для школьников-малышей.

Гендерное воспитание состоит в целенаправленном создании условий, способствующих идентификации личности как представителя определенного пола, закреплению гендерных ролей, воспроизводству соответствующего социального опыта, формировании гендерной культуры личности [2].

Нам, педагогам, надо понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать — зависит только от нас с вами.

 

Список использованных источников:

  1. Грошев, И.В. Психофизические различия мужчин и женщин / И.В. Грошев, — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.-464с.
  2. Коновальчик, Е.А. Воспитание гендерной культуры учащихся: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / Е.А. Коновальчик, Г.Е. Смотрицкая.- Минск: Нац. ин –т образования, 2008 .- 96 с.