Дорога в школу
Дата публикации: 9 августа 2019
Такая своя и такая знакомая — кажется, с закрытыми глазами можно по ней пройти. Но для ребёнка она не всегда оказывается безопасной: кому-то необходимо перейти проезжую часть, кому-то — воспользоваться общественным транспортом, а кому-то — пройти через лесопарковую зону или мимо промышленных объектов, строек и гаражных кооперативов. Плюс ко всему идущий в школу ребёнок предоставлен сам себе и находится без присмотра в окружении огромного количества незнакомых людей. Малейшая невнимательность может привести к трагедии.
Нередко мы, взрослые, задумываемся об угрожающих факторах только после уже случившихся происшествий, печальных историй из газет и журналов, сводок новостей. Без сомнений, это неправильно. Как неправильно свято верить в разум и здравомыслие своего ребёнка, твердя: «С моим такого не произойдёт, он так ни в коем случае не сделает, ведь мы говорили ему о безопасности».
Дети имеют право знать больше! Они должны не только понимать, какие ситуации могут угрожать жизни и здоровью, но и чётко владеть информацией о мерах, которые помогут избежать этих ситуаций, а также о действиях на случай, если опасности миновать не удалось.
С чего начать обучение ребёнка правилам безопасности и как заинтересовать его соблюдать их, расскажет наша рубрика.
Когда не все — свои
При обсуждении с детьми потенциально опасных ситуаций, которые могут возникнуть на пути в школу, первым делом уделите внимание образу незнакомца. Дети обычно очень общительны и доверчивы, они слушают взрослых, особенно когда те крайне доброжелательны к ним. Поэтому важно, чтобы ребёнок мог отличить подходящие встречи от нежелательных.
— У наших детей есть особенность понимать ситуацию не так, как её объясняют, взрослые, а по-своему, — рассказывает начальник сектора психологического обеспечения Минского городского управления МЧС Юлия Хотько. — Например, мы часто говорим: нельзя открывать незнакомым дверь. Но когда приходит чужой человек и представляется милиционером, пожарным, другом семьи (хотя лично этого друга ребёнок никогда не видел), ребёнок всё же открывает дверь. И в данном случае ошибку допускает не он, а взрослые, потому что в беседе не рассказали, что значит понятие «незнакомый», а после ещё несколько раз не спросили, как чадо понимает это слово.
Не только в детском, но и в сознательном возрасте профессии врача, пожарного, милиционера ассоциируются с езопасностью и защитой, таким людям хочется доверять. А наши дети очень доверчивы. Даже если родители давали им абсолютно противоположную информацию: «Не верь, не открывай, не разговаривай с незнакомыми, не рассказывай им про себя, не бери на улице у чужих людей угощения и подарки, рассказывай обо всём родителям….», они делают, всё наоборот. Почему? Это происходит, лишь только потому, что основной составляющей детского восприятия является именно эмоциональный аспект. Все предупреждения, запреты, наставления, рассказы о преступниках полностью ломает дружелюбное, улыбчивое, ласковое поведение. А незнакомцы-преступники именно так себя и ведут, чтобы достичь своей коварной первоочередной цели — войти в доверие к ребёнку. Ни один из детей, подвергшихся насилию, не говорит об изначальной злобности незнакомца, все злоумышленники были достаточно общительны и дружелюбны. Также, уважаемые родители, обращаю ваше внимание на то, что данные действия совершают не только незнакомцы — среди преступников может оказаться сосед, друг или знакомый.
Для каждого возраста есть своя методика обучения безопасности, которая должна обязательно заинтересовать ребёнка, иначе советы не будут восприняты. Например, рассказывая малышу (дошкольнику) о незнакомце, лучше сравнить его с каким-либо отрицательным героем сказок или историй. Например, с волком из сказки «Волк и семеро козлят». Читая эту сказку, обязательно проводите параллель с ситуацией, которая может возникнуть в реальной жизни. Дайте ребёнку возможность оценить действия всех героев и спросите, что бы он сделал, если бы в реальной жизни такой волк-незнакомец позвонил в дверь и сказал, что он по поручению мамы принёс важные письма, или подошёл на улице и позвал с собой, «потому что папа попал в больницу».
Возможность обсуждать ситуацию нужно давать детям старшего возраста (школьникам). При этом примеры приводить не из сказок, а из реальных ситуаций. Главным источником информации для современных детей служит Интернет — он же может стать хорошим подспорьем в обучении ребёнка. Но учтите, что в Глобальной сети фильтр информации работает недостаточно хорошо, поэтому заранее найдите статьи, новостные заметки и документальные фильмы о безопасности и реальных историях, с которыми сталкивались сверстники вашего ребёнка.
Ещё одной проблемой в восприятии незнакомца является психология сострадания. И здесь возникает дилемма: мы воспитываем в детях доброту и милосердие, учим их быть вежливыми, помогать тем, кто оказался в беде, — и тут же говорим: «Если на улице к тебе подходит незнакомый человек и просит показать дорогу, делать этого не стоит». На самом деле мы должны объяснить ребёнку одну вещь: взрослый должен искать помощи у взрослого. Порой это нужно говорить и взрослым, которым легче остановить ребёнка и спросить дорогу, нежели обратиться с вопросом к проходящим мужчинам и женщинам. Чтобы ребёнок не растерялся, когда его просят помочь, он должен пройти мимо или, отойдя на безопасное расстояние (2 — 3 метра), сказать незнакомцу: «Обратитесь к взрослым. К сожалению, я не смогу вам помочь». Убедите ребёнка в том, что умные люди поймут его правильно и не станут ругать или смеяться.
— Зачастую родители и дети, сами о том не подозревая, обращают на себя внимание преступников внешним видом, — уверена Юлия Хотько. — Поэтому не нужно одевать ребёнка в одежду, привлекающую особое внимание преступников, давать ему и разрешать брать в школу дорогие украшения и гаджеты. Не стоит вешать ребёнку на шею или закреплять на поясе брюк ключи от квартиры. Лучше, чтобы он в некоторых ситуациях (например, покидая квартиру или заходя в лифт) держал ключи, зажав между пальцами, как средство самообороны в случае беды.
Также не рекомендуется писать имя и фамилию ребёнка на его вещах и вешать именные брелоки на рюкзак или куртку. Этим может воспользоваться незнакомец: назвав ребёнка по имени, он вызовет некоторое доверие к себе. Родителям лучше написать на бирке свой номер телефона — на случай, если вещь потеряется.
Маршрут установлен
Чтобы избежать нежелательных происшествий, необходимо заранее выбрать для ребёнка такой путь в школу, на котором опасных участков будет как можно меньше. Учить детей безопасному маршруту нужно поэтапно, детально объясняя каждый шаг и не упуская ни одной детали. Ведь весь рассматриваемый маршрут предполагает самостоятельное перемещение ребёнка.
— Отправляя, ребёнка в школу, необходимо вместе с ним. разработать маршруты, движения к учебному заведению и обязательно обратно, — советует психолог. — Руководствуйтесь в первую очередь их безопасностью, а не длиной. В обязательном, порядке в начале учебного года и в начале каждой четверти взрослые должны найти время и пройти по маршруту вместе с ребёнком. Не секрет, что после длительного отдыха дети становятся менее бдительными и режимы дисциплины и обязательств у них включаются не сразу.
Как правило, маршрут в школу начинается с входной двери в квартиру. И прежде чем покинуть жилище, ребёнок должен вспомнить об упомянутом ранее незнакомце. Преступники нередко используют для своих злодеяний малолюдные, уединённые места, и подъезд отлично подходит под это описание. Поэтому, покидая квартиру, ребёнок должен:
- посмотреть в глазок и убедиться, что с обратной стороны двери никого нет (даже если на площадку вышел сосед, лучше подождать, пока он её покинет);
- не заходить в лифт с незнакомым человеком (в таком случае безопаснее пойти по лестнице или сказать спокойным, твёрдым голосом, негромко: «Вы поезжайте, я потом»);
- не бояться покинуть лифт, если в него зашёл незнакомец (ребёнок не должен заботиться о том, что над ним посмеются; а чтобы психологически было легче, можно сказать, выходя из лифта: «Ой, дневник забыл», — и продолжить путь по лестнице);
- не бояться повернуться лицом к незнакомцу, если тот неожиданно появится, чтобы донести информацию: «Я готов(а) себя защищать, я буду бороться» (это действие усложняет нападение даже на ребёнка);
- не говорить нападающему незнакомцу фразы наподобие «Я сообщу в милицию» или «Расскажу всё родителям» (когда преступник сталкивается с ответной словесной агрессией, у него усиливается страх наказания; свой психологический проигрыш он компенсирует желанием избавиться от жертвы путём совершения более сильного по негативной окраске действия: физического насилия, истязания и убийства);
- не мешкать и сразу дать отпор, если незнакомец начинает нападать. Это будет неожиданно для преступника, а у ребёнка появится шанс убежать (защищаясь, ребёнок может ударить незнакомца в самые уязвимые участки тела: нос, глаза, кадык, солнечное сплетение, пах, также в данном случае разрешается кусаться и щипаться).
По мнению Юлии Хотько, в ситуации, когда происходит нападение, ребёнок должен не только защищаться, но и звать на помощь, используя определённые фразы. Насильники и другие преступники — люди слабые, неуверенные в себе, имеющие комплекс внутренних проблем психологического характера. Поэтому появление свидетеля, естественно, спугнёт незнакомца. Однако человек, который слышит слова «Помогите!», «Насилуют!», «Убивают!» и т. п., чаще реагирует по принципу «сделаю вид, что не слышу и не вижу, мне не нужны проблемы». Чтобы ребёнку помогли, в момент нападения он должен кричать: «Пожар!» или «Горим!». Эта фраза обязательно вызовет реакцию у окружающих, и те жильцы, которые её услышат, обязательно выйдут.
Ещё один неплохой способ спугнуть преступника в момент, когда ребёнок сомневается в безопасности ситуации или попросту боится, — звонить родителям и беседовать с ними, комментируя свои действия: «Вот, мама, я уже зашёл(ла) в подъезд — открываю двери. Сейчас захожу в лифт и еду. Ты могла бы меня встретить? Портфель какой-то тяжёлый» или «Папа, я уже спускаюсь, ты меня ждёшь? Отлично, через минуту буду». Услышав это, преступник поймёт, что его планам не суждено сбыться, ведь если ребёнок задержится, то его начнут искать.
Когда подъезд за спиной, ребёнка встречает улица, где тоже существует немало правил. Автомобильная дорога — зона повышенной опасности. Нередко детям необходимо её перейти или нужно идти вдоль неё. О каких правилах безопасности здесь следует сообщить ребёнку?
Систематически нужно указывать детям на установленные правила дорожного движения. Объяснять, что не только они, а все должны их соблюдать. Основным и непоколебимым правилом для вашего ребёнка должен стать переход через дорогу: только на зелёный свет и только в установленных местах, которые обозначены знаком или разметкой. А если на половине дороги, где есть разделительная двойная полоса, уже загорелся красный, то объясните, что ребёнок должен остановиться и подождать, когда загорится зелёный.
Если пешеходный переход нерегулируемый, ребёнок должен дождаться, когда проедет поток машин. Ни в коем случае нельзя спешить, даже если неподалёку движется всего одна машина. Надо подождать, когда она проедет, посмотреть ещё раз по сторонам, обратив особое внимание на участки с поворотами, и лишь после этого переходить дорогу. Подскажите юному участнику движения, что если к пешеходному переходу приближаются люди, то в данном случае стоит их дождаться и перейти дорогу с ними. Чтобы дети запоминали правила быстрее, лучше узнавать их с помощью стихотворений, например таких.
Всем ребятам умным ясно:
Где дорога — там опасно!
Отыщи-ка, пешеход,
Чёрно-белый переход!
Не горит зелёный свет?
Светофора вовсе нет?
Что такое? Как же так?
Посмотри на синий знак.
Человечек в нём идёт?
Значит, это переход.
У дороги смирно встань,
Не беги, не хулигань,
Маму за руку бери, Вправо-влево посмотри!
Приглашает переход:
Проходи по мне вперёд!
Каждый пешеход должен знать и знаки, которые показывает регулировщик.
Если ваш ребёнок пользуется общественным транспортом, то ничуть не реже нужно напоминать ему о том, что автобус, троллейбус, машину всегда обходят сзади, чтобы видеть движущийся транспорт, а трамвай — спереди, чтобы вовремя заметить идущий навстречу трамвай. Следует объяснить, почему так важно ждать транспорт подальше от дороги, заходить в него не спеша и обязательно держаться за поручни.
Если ребёнку нравится слушать музыку, то не лишним будет поговорить с меломаном и о том, как наушники ограничивают наш орган реагирования — слух.
Не жалейте времени и не ленитесь просить ребёнка рассказать вам о тех или иных правилах дорожного движения (а лучше просите напомнить их вам: детям нравится, когда они могут выступить в роли наставника и чему-то научить взрослых). Лучше это делать, когда вы и ребёнок отправляетесь куда-то и светофоры, зебры, знаки, общественный транспорт перед глазами.
— В момент, когда вы. идёте по установленному маршруту в школу, сделайте акцент, на опасности неосвещённых участков или участков, проходящих через пустыри или парки, гаражи или стоянки машин, — обращает внимание Юлия Хотько. — Взрослые люди прекрасно знают потенциальные опасности этих мест, а вот ребёнок понимает лишь внешнее содержание данных объектов, внешнюю оболочку этого места. Например, для ребёнка парк — место, где растут деревья и гуляют люди, а гаражный кооператив — место, где «ночуют» автомобили, и всего лишь. Ребёнок не пытается выстроить логическую цепочку, в чём заключается опасность такого места: в этом у него нет необходимости в силу отсутствия отрицательного жизненного опыта. Нет чувства страха, поскольку страх — это явление персонифицированное, он возникает как результат, уже имеющегося, негативного опыта (например, мы. боимся, собак, потому что когда-то собака укусила нас или кого-то в нашем, присутствии). Мышление детей построено таким, же образом, как и все психические процессы, — его необходимо развивать, объясняя детально, углубляя и расширяя картину мира.
К слову, о собаках. На случай если по пути встретится собака или стая бродячих собак, научите ребёнка сохранять спокойствие, ни в коем случае не бежать и не смотреть собаке в глаза, занять оборонительную позу, знать уязвимые места собаки при нападении. Ребёнок не должен размахивать руками, суетиться и кричать: крик от страха и нервозность ещё больше возбудят собаку. Если рядом нет взрослых и ребёнок находится более чем в пяти метрах от собаки, он может твёрдым голосом одёрнуть животное, поднять палку, камень или бросить горсть земли. Возможно, это придётся сделать несколько раз. В этот момент нужно твёрдо кричать «Фу!» или «Стоять!». Если собака начала нападать, то надо втянуть голову в плечи, закрыть лицо и использовать для обороны всё, что попадётся под руку: зонт, портфель, сумку или пакет.
Отличным решением будет посоветовать ребёнку найти себе компанию — такого же школьника из соседнего двора или дома. Когда дети идут вместе, они реже попадают в чрезвычайные ситуации на дороге и становятся жертвами преступников.
Развитие мышления ребёнка связано с его практической деятельностью. Ребёнок мыслит, действуя. Увидев образец поведения взрослого в подобной ситуации, он будет совершать аналогичное действие до тех пор, пока не приобретёт собственный мыслительный опыт. Поэтому, уважаемые родители, обязательно подкрепляйте все свои советы личным примером.
Вопросы родителей — отвечает психолог
Можно ли с ребёнком говорить об опасных ситуациях и при этом приводить реальные примеры происшествий, где есть гибель, насилие, жестокость, к примеру? Если да, то как это делать, не травмируя психику и не пугая ребёнка?
Необходимо учитывать, что любое правило, инструкция должны соответствовать сензитивному, то есть наиболее чувствительному (подходящему для того или иного вида деятельности, восприятия информации), возрасту ребёнка, когда он уже психологически и умственно готов понять и следовать этому самостоятельно. Дети весьма индивидуальны, потому что биологический возраст не всегда соответствует психологическому. И воспитание вразрез с сензитивным периодом даёт отрицательный результат: непринятие, травму, страх, происходит отвержение или пассивное реагирование на советы и замечания. Каждый родитель должен обучать безопасности своего ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. Конечно же, есть норма, но, если ребёнок её ещё не достиг, для сохранения его психического здоровья необходимо действовать аккуратно.
Родители должны чётко понимать разницу: грамотное обучение безопасности не равно запугиванию. Ни в коем случае нельзя перекладывать свои страхи на детей. Самое важное, что должны понимать мамы и папы: не нужно бояться говорить о реалиях жизни, но при этом надо объяснять, что не все люди в мире плохие и что в соблюдении правил безопасности нуждается каждый человек независимо от возраста.
Если ребёнок игнорирует советы и нарушает правила безопасности, что делать? Можно ли его наказывать и как добиться, чтобы он понял?
Будьте друзьями своим детям! Чтобы понять ребёнка, нужно быть с ним на одном уровне. Объясняя, не стойте над ребёнком и не смотрите на него сверху вниз, а присядьте или опуститесь на колено, возьмите за руку — станьте другом.
Наказание — это самый простой, лёгкий и быстрый способ показать свою власть над непослушным ребёнком. Но надо понимать, что наказание может быть разным, и это не означает, что его не должно быть вообще. Не все родители осознают, что, наказывая ребёнка, мы вызываем у него только отрицательные эмоции: гнев, злость, возможно, агрессию. В ответ на наказание ребёнок будет выбирать стратегию поведения, более сильную по своему негативному содержанию: неподчинение, игнорирование и т. п. Когда дети начинают управлять, манипулировать родителями, те в ответ используют наказание, — снежный ком нарастает.
С самых первых дней жизни ребёнка система воспитания должна быть построена таким образом, чтобы дети понимали: родители старше и мудрее, они устанавливают для детей правила, которые должны обязательно выполняться. Эти правила не предполагают дискриминацию ребёнка — они включают в себя всё, что направлено на гармоничное, благополучное развитие его личности, с проявлением уважения к нему и заботы о нём. В воспитании, конечно же, должно быть наказание, но оно ни в коем случае не должно унижать ребёнка.
Ещё один способ запоминать правила и учиться на ошибках — тесты. Пройдите этот тест сами и предложите его ребёнку.
1.Кому дети могут открывать двери в квартиру?
А) Друзьям родителей.
Б) Маме и папе.
В) Ребятам из старших классов.
Г) Работникам пожарной службы, милиции и скорой.
Д) Учителю.
Е) Соседу.
2.Что делать, если незнакомец пытается открыть дверь?
A) Позвонить по телефону 102 или громко позвать на помощь.
Б) Приготовить предмет для удара.
B) Спрятаться, чтобы незнакомец не смог причинить вред.
Г) Уговорить незнакомца не открывать дверь.
3.Что нужно сказать, если по телефону или в домофонную дверь позвонил человек, голос которого вам не знаком, и спросил: «Родители дома?»
A) Повесить трубку, ничего не отвечая.
Б) Сказать, что мама принимает ванну и сейчас не может ответить.
B) Сказать, чтобы перезвонили после 18:00, когда родители вернутся с работы.
Г) Попросить оставить свои данные и уточнить: «Когда папа проснётся, он вам перезвонит».
4. Нужно ли смотреть в глаза появившемуся внезапно на лестничной площадке незнакомцу?
A) Нет: это вызовет агрессию и спровоцирует незнакомца к нападению.
Б) Да: это спугнёт незнакомца.
B) Не имеет значения: если незнакомец преступник, он всё равно нападёт.
5. Когда нельзя ехать в лифте?
A) Когда лифт исправен.
Б) Когда в лифт зашёл незнакомый человек.
B) Когда в лифт зашли твои соседи.
6.Как поступить, если на остановке улыбчивый молодой человек спрашивает: «Друг, подскажи, как мне добраться до центра города?»
A) Если знаете дорогу, обязательно помочь.
Б) Показать ему путь, если и вы направляетесь по тому же маршруту.
B) Сделать вид, что вопрос не был услышан, и отойти на несколько шагов.
Г) Сказать, что вы не знаете и лучше, чтобы мужчина обратился к взрослым.
7.Как правильно перейти проезжую часть, если поблизости отсутствует пешеходный переход?
A) Идти вдоль обочины до ближайшего светофора.
Б) Оценить ситуацию и при отсутствии движущегося автотранспорта перейти дорогу.
B) Посмотреть налево, пропустить движущийся автотранспорт, дойти до середины проезжей части, посмотреть направо, пропустить движущийся автотранспорт, продолжить движение.
Г) Только если на проезжей части отсутствует автотранспорт.
8.Как правильно обходить трамвай?
A) Только сзади.
Б) Только спереди.
B) Без разницы, оба ответа верны.
9. Как правильно обходить троллейбус и автобус?
A) Только сзади.
Б) Только спереди.
B) Без разницы, оба ответа верны.
10. Если вы увидели, что кто-то оставил в салоне автобуса коробку или сумку, то вы должны…
A) Взять её и отнести водителю.
Б) Вынести коробку из автобуса и оставить её на остановке.
B) Сообщить об этом водителю.
Г) Посмотреть, что там внутри.
11. Какой маршрут в школу наименее опасен?
A) Проходящий через нерегулируемый пешеходный переход.
Б) Проходящий мимо магазинов, больниц и других общественных мест.
B) Проходящий через парк.
Г) Проходящий мимо строительной площадки.
12.Если нападает собака, нужно…
A) Занять оборонительную позицию и, не глядя в глаза собаке, твёрдо крикнуть: «Фу!»
Б) Оскалиться и прогнать её, махая руками.
B) Остановиться, посмотреть ей в глаза и громко крикнуть.
Г) Бросить в неё палкой или камнем.